Что такое социальное предпринимательство?
Субъектом и проводником социального предпринимательства выступает социальный предприниматель. Если традиционные предприниматели, как правило, оценивают успешность своей деятельности, ориентируясь на прибыль, выручку (объём продаж) или стоимость акций, то для социального предпринимателя главным критерием успешности становится «социальная отдача». Прибыль может приниматься во внимание, но не как самоцель, а как средство для дальнейшего продвижения к достижению социальных целей.
Среди прочих важных признаков социального бизнеса: инновационность, самоокупаемость и финансовая устойчивость, масштабируемость и тиражируемость.
Существуют критерии социального предпринимательства?
Федеральным законом 26.07.2019 № 245-ФЗ были введены поправки в статью 24.1 «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства» Федерального закона 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данная поправка впервые вводит официальные определения для «социального предпринимательства» и «социального предприятия», а также определяет основные критерии отнесения малых и средних предприятий к социальной сфере.
Согласно данной поправке, субъект малого и среднего предпринимательства будет считаться социальным предприятием, если соответствует одному или более из следующих критериев:
1) обеспечивает занятость отдельных категорий граждан (инвалиды, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, пенсионеры и предпенсионеры, выпускники детских домов, бывшие осужденные, беженцы, малоимущие и др.);
2) участвует в реализации производимых гражданами из числа указанных категорий товаров (работ, услуг);
3) осуществляет деятельность, направленную на производство товаров (работ, услуг), ориентированных на указанные категории граждан;
4) субъект малого или среднего предпринимательства осуществляет деятельность определенного вида, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества.
Чем отличается социальное предпринимательство от социальной ответственности бизнеса?
Высокая социальная ответственность многих крупных коммерческих компаний значительно улучшают благосостояние территории, на которой находятся данные компании. Данные фирмы выводят свои непрофильные активы, связанные с предоставлением различных социальных услуг сотрудникам и членам их семей, например, частные детские сады или путёвки в оздоровительные лагеря. Иногда компании покупают для своих работников у самостоятельных юридических лиц необходимые социальные услуги, что тоже помогает решать социальные трудности своих работников и их семей.
Социальная ответственность крупных фирм очень схожа с деятельностью социальных предприятий, но при этом направлена на узкий круг потребителей.
Как официально стать социальным предпринимателем?
Порядок признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядок формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия, утверждены приказом Минэкономразвития России от 29 ноября 2019 г. № 773.
Алгоритм получения статуса социального предприятия или социального предпринимателя:
1. Подача документов в уполномоченный орган – Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.
2. Проверка документов на соответствие
3. Заседание экспертной комиссии
4. Признание предприятия социальным, внесение в Реестр социальных предприятий.
На какие федеральные меры поддержки может рассчитывать социальный предприниматель?
С выходом поправки в закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ситуация социальным предпринимательством улучшилась, но незначительно. Остаётся некий вакуум в правовом поле, который не рассматривает федеральные программы развития социального бизнеса. Стратегий поддержки на уровне государства на данный момент нет. Эта ситуация должна положительно меняться в будущем, но пока субъекты социального предпринимательства могут рассчитывать на местные уровни поддержки.
Как региональные власти поддерживают социальный бизнес?
На уровне региона разрабатывается ряд мер поддержки социального бизнеса:
· разрабатываются программы со снижением ставки по микрокредитам Фонда микрофинансирования
· разрабатываются программы со снижением платы за поручительство регионального Гарантийного фонда,
· разрабатываются программы включения социальных предприятий в категории получателей областных субсидий.
Может ли один предприниматель (компания) вести одновременно два разных вида деятельности – социальный и «обычный»?
Да, конечно, это возможно. Если предприниматель осознанно хочет внести вклад в решение социальной проблемы, то такие проекты получаются весьма значимыми.
Например, в торговле можно, в том числе, заниматься продажей товаров, изготовленных особыми категориями населения. Предприятия технической направленности могут производить современные средства технической реабилитации, реализовывать проекты в сфере доступной среды для лиц с инвалидностью. Частные образовательные организации могут проводить специализированные программы обучения и так далее, вариантов проявить себя в этой сфере множество.
При этом, для проведения оценки социального воздействия важно разделять финансовые потоки традиционного и социального бизнесов. И, если доля доходов СМСП от осуществления такой деятельности в общем объеме доходов по итогам предыдущего года составляет не менее 50% и не менее 50% чистой прибыли СМСП. полученной за предшествующий календарный год, направлено на осуществление такой деятельности в текущем календарном году, то такое предприятие может быть признано социальным
Какими качествами должен обладать социальный предприниматель?
Как правило, социальные предприниматели люди с личной историей, прочувствовавшие социальную проблему на себе и понимающие как можно эффективно ее решать и достойно жить дальше. Основные качества таких людей – активная жизненная позиция, глубокая эмпатия, креативность, ответственность, умение работать в команде и заряжать окружающих доброй и созидательной энергией.
Может ли семейный бизнес считаться социальным?
Если сфера семейного бизнеса относится к социально значимым в соответствии с законодательством (п. 24.1 закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), то конечно да!
Кто еще может поддержать социальный бизнес?
Кроме государственной поддержки социальные предприниматель могут найти содействие в лице общественных организаций, краудфандинговых площадок, негосударственных фондов и еще один огромный ресурс – партнерские программы.