Издание The Atlantic опубликовало статью с анализом деятельности компании Uber.
Дело в том, что Uber – не что иное, как мыльный пузырь на экономическом рынке. Никто, на самом деле, пока не знает, на сколько он велик, до тех пор, пока он не лопнет. Когда произойдёт его схлопывание, то будет уже слишком поздно.
Коллапс доткомов два десятилетия назад привёл к тому, что было потеряно вложенных инвестиций на $ 5 трлн. С тех пор специалисты Силиконовой долины пытаются точно угадать, когда лопнет следующий искусственно созданный и раздутый пузырь, и приведёт ли последняя волна инвестиций в подобные стартапы к экономическому краху.
«Множество людей, которые умнее меня, пришли к выводу, что мы имеем дело с очередным пузырём», – констатирует Рита МакГрат, профессор менеджмента в Columbia Business School. «Мы уже начали получать первые сигналы о предстоящей катастрофе».
Эти звоночки основаны на том, что подобные компании закрываются или спешно продаются, венчурные капиталисты всё меньше предпочитают вкладывать в них инвестиции, меньшее количество компаний придают огласке настоящую стоимость своих акций, которые появляются на биржах по значительно завышенной цене. Это позволяет сделать оценку, что процесс падения уже запущен.
На примере Uber, стоимость которой оценивается в $ 70 млрд, мы наблюдаем, что он несёт огромные потери, следует череда скандалов с его участием. В 2017 году Uber испытал широкораспространившийся бойкот, направленный в свою сторону, что привело к потере миллионов из-за решения примерно половины своих пользователей закрыть свои счета в компании. Всплыли громкие обвинения сотрудников стартапа в сексуальных домогательствах и краже интеллектуальной собственности, в сеть попало видео, на котором генеральный директор ругается с водителем Uber, разоблачена используемая секретная программа, позволяющая фирме обманывать правоохранительные органы и чиновников. В связи с этими событиями несколько высокопоставленных руководителей подали в отставку либо были уволены.
«Пока кто-то из инвесторов будет продолжать пытаться поднять величину вложенного венчурного капитала, то я очень обеспокоен тем, что это будет бомба для всей отрасли», -прокомментировал на этой неделе один человек на форуме веб-сайта Hacker News, специализирующегося на технологиях. Понятно, что инвесторы и предприниматели будут «пристально наблюдать за развитием ситуации с Uber», добавляет репортёр Майк Исаак в публикации Нью-Йорк Таймс. «Особенно в то время, когда наметился рост процентных ставок, дающих инвесторам больше возможностей заработать на высоко ценимых акциях IPO компаний, тогда как Uber стал менее привлекательным».
Какая судьба, на самом деле, ожидает Uber в индустрии высоких технологий? Что произойдёт, если пузырь Uber лопнет? Эти вопросы полны предположений и говорят о том, что в настоящее время уготованная Uber судьба остаётся неопределенной, и на самом деле никто не знает, в какой момент этот пузырь взорвётся, прямо сейчас или несколько позже. Тем не менее, эти вопросы и ответы на них очень важны, так как, на кону стоят триллионы долларов, тысячи рабочих мест, а будущее технологии висит на волоске.
«Этот пузырь качаться взад и вперед между страхом и жадностью», – сказала МакГрат, – «и когда Uber спотыкается, это вызывает у многих ужас. Часть этого пузыря создается в основном в среде с низким уровнем процентных ставок. Деньги со всего мира вливаются в этот сектор, потому что у людей нет другого выбора».
Это ключевой момент, который определит, выживет ли Uber или умрёт. Uber не стоит $ 70 млрд, хотя и уверяет обратное. Его оценка является завышенной, вкладывать в него инвестиции стало не выгодно, потому, что он имеет слабую защиту от конкурентов. Оценка Uber, другими словами, является зеркальным отражением глобального рынка и не является показателем собственной прочности Uber как компании.
«Для меня большой вопрос заключается в том, будут ли они в состоянии поддерживать свою бизнес-модель», – добавляет МакГрат. «Они произвели очень сокрушительные действия, чтобы занять свою нишу на рынке, но не существует каких-либо значимых барьеров для использования их модели конкурентами. Для замены поставщика услуги, вам всего лишь придётся загрузить в своё устройство новое приложение и ввести информацию о кредитной карте. Многие эксперты считают, что это только вопрос времени».
И что потом? Если Uber придёт к гибели, что произойдёт со всеми другими единорогами? По последним данным базы CB Insights капиталом на сумму $ 1 млрд или более за штуку обладают 187 стартапов.
Несмотря на глобальное влияние Uber, маловероятно, что потенциальный провал компании приведёт к слишком ужасной цепной реакции в Силиконовой Долине, объясняют экономисты. «Вы должны понимать различия между стартапами, которые, действительно, производят ценности и инвесторы будут их защищать в случае опасности и теми, кто только имитирует свою деятельность, построенную на множестве допущений, не испытанных еще на практике, и поэтому огромные деньги в них вливаются, но им уже некуда развиваться технологически, так как они зашли в тупик».
Одним из поучительных примеров является компания Theranos, известная своей технологией безигольчатого тестирования крови. Несколько лет назад она оценивалась примерно в $ 9 млрд и считалась самым успешным проектом Силиконовой долины. Затем The Wall Street Journal опубликовал глубокое исследование, в котором доказал, что технология фактически не работает, как утверждала сама компания. Это привело к наложению федеральных санкций, прекращению лабораторных исследований, и, в конечном счете, к принятию решения Theranos покинуть бизнес медицинского тестирования. Theranos не удалось добиться эффективности. Но Theranos не являлся пузырём в чистом виде. Так что, возможно, это признак того, что смерть Uber не скажется сильно на всех стартапах, как это было ранее. Тем не менее инвесторы учли громкие провалы подобных Theranos компаний, и, возможно пример Uber будет одноразовым и станет отражением систематической проблемы пузырящейся системы.
«Одна из гипотез заключается в том, что если из строя выйдет крупнейшая на IPO компания, то источники капитала для других начнут сокращаться», – утверждает Арун Сундарараян, профессор Stern School Нью-Йоркского университета бизнеса. «Я уверен, что именно такая тенденция происходила во времена развития доткомов. Но в настоящее время мы находимся в совершенно иной инвестиционной среде».
Есть две большие разницы, которые необходимо иметь в виду. С одной стороны, практически каждая компания в прошедшее время считалась технологической. Силиконовая долина стремилась разработать такие технологии, о которых основные её потребители не подозревали, что они их использовали. Сегодня всё по-другому. Технологии широко применяются в экономике и в культуре, что создает потенциальный защитный эффект для инвесторов.
«Инвестиции в такие компании способствуют созданию новых бизнес-модели сразу в нескольких направлениях экономики, а не в каком-то, изолированном от других», – объясняет Сундарараян. «Кроме того, огромная часть денег, направляемая в эти компании, поступает от участников, которые не хотят в процессе дальнейшего финансирования зависеть от успеха одиночных технологий».
Это второе отличие нельзя не учитывать. В то время как когда-то инвестиции делались относительно небольшой группой венчурных капиталистов, которые финансировали компании, то теперь это уже не так.
«Даже если отвести взгляд в сторону от Uber и посмотреть на некоторых из крупных IPO инвесторов в течение последних нескольких лет, то можно заметить, что персонажи сменились», – продолжает Сундарараян. «Есть крупные частные инвестиционные компании, список которых гораздо более разнообразен, чем это было 20 лет назад»,
Сундарараян приводит в пример Kleiner Perkins Caufield & Byers, венчурную фирму, которая «чеканила почти все деньги» в 1990-е годы. Компания инвестировала огромные суммы, полученные с более ранних инвестиций в Google и Amazon, но в последние годы споткнулась.
Все это означает, что инфраструктура поддержки технологических компаний изменилась, и это в значительной степени из-за того, что сама культура инвестиций претерпела изменения.
«Если Uber не удастся удержаться на рынке, а таких гарантий никто дать не может, что тогда скажут его инвесторы? «Мы неправильно инвестируем в технологии» или: «Мы неправильно оценили возможности конкретно этой компании»?
Во всяком случае, считает Сундарараян, Uber получит жесткий, открытый урок как не надо вести бизнес.
Компания, в свою очередь, удваивает свои усилия в попытке изменить свой имидж. Во вторник в ходе телефонной конференции с журналистами, руководители службы выразили поддержку Трэвису Каланику.
«В настоящее время становится всё более очевидным, что проблемы, которые возникли при попытках спасения Uber, показывают – компания не имеет ничего общего с новой бизнес-моделью и её нельзя идентифицировать как технологическую компанию», – делает заключение Сундарараян. «Если в течение следующего года продолжится существенное сокращение стоимости Uber, то люди сделают вывод – стартап на ранней стадии сумел внедрить одно из лучших корпоративных управлений среди технологических компаний, но на более поздней стадии, они уже находятся в положение, когда надо идти на компромиссы, приносящие больше вреда, чем пользы».
В то же время, многие инвесторы переключили свое внимание от самой платформы на базовые технологии, которые, если это удастся Uber, будут востребованы и актуальны. Например, разработка датчиков для беспилотных автомобилей, автономных медицинских технологий, изобретения в робототехнике, и другие. Это позволит снова привлечь финансовые инвестиционные потоки.
У Uber ещё есть шанс удержаться на плаву. Но пузырь рано или поздно всё еще может лопнуть.
«Тучи нависли над Силиконовой долиной ещё в 2001 году», – сообщил Bloomberg Businessweek прошлой осенью Ральф Бота, партнер венчурной компании Sequoia Capital. «И эти тучи до сих пор висят над ней до сих пор. У них нет движения роста».
Начиная с 2015 года CB Insights насчитал 117 раундов финансирования, количество которых идёт на снижение. В основном наблюдаются случаи, когда компания пытается заработать больше денег за счет продажи существующих акций по сниженной стоимости. Это, конечно, не означает, что компания потерпит крах, но это предупредительный сигнал рынка, на котором она работает.
Есть много других подсказок о том, что изменение рынка идет уже полным ходом. Вопрос теперь в том, лопнет ли пузырь резко, как это наблюдалось раньше с подобными компаниями, или её развал будет происходить медленно.
Источник: http://taxilife.ru/