1 июня 2022

Чем страдает фаундер — человек, который основал компанию и запустил стартап.

Фаундеры, по сути своей, трудяги. Их главная награда видеть, как бизнес растёт, клиенты радуются. Это уже хорошая награда. Альтруизмом чаще страдают  фаундеры впервые запустившие бизнес.

Но время идёт. Реальные потребности сменяют духовную пищу. Хочется и машину обновить, и семью вывести на море. Нужен кеш. Смотрим отчёт — деньги есть. Оборот 160 млн в год, прибыль 20%. Смотрим счёт — пусто. Почему?
Весь денежный поток куда-то уходит, бизнес в ноль сжирает ресурс. Как сказал мой приятель: «Всегда найдётся кому заплатить». И это ОК, так и должно быть. Бизнес сравним с сердцем, кровеносной системой. Ей непременно надо двигаться. Если кровь перестанет циркулировать — наступит смерть. Аналогично в бизнесе. Если деньги будут лежать в тумбочке, под замком, это приведёт к гибели.

Вот и получается: все работают, всем платим, а себе как уж получится. Ерунда. Так быть не должно. Надо что-то делать. Из опыта я узнал 3 распространённых схемы:

👉 Выводить излишки. Это когда избыток денежной массы изымается из общего потока. Вывод делают раз в день, неделю или месяц. Периодичность любая, смотря как формируется денежный поток.

👉 Назначить себе зарплату. Уже поняв печальный факт, что основателю деньги достаются по остаточному принципу, можно назначить себе фиксированную зарплату. Например, прийти к бухгалтеру и сказать: Марья Ивановна, с 1 июня моя зарплата в компании 100 тысяч рублей. Заложите в общий бюджет.

👉 Создавать резервные фонды. Система копилки. Допустим, если ваша прибыль 20%, то отложить все 20% явно не выйдет. Здраво оцените, сколько запросит бизнес на рост (неэффективное производство может съедать до 50% прибыли) и остальное резервируйте. Учитывайте, что ежедневная бизнес-риторика, хотелки и счета всегда будут больше, чем прибыль. Расставляйте приоритеты.

А как же финансист, — спросите вы. Ведь эти ребята нужны как раз для того, чтобы в компании формировались фонды.

Отчасти да. Финансист, как роль, вполне хорошая. Особенно в больших бизнесах. Но далеко не всегда она вживётся в структуру малого производства. Неуживчивость вызвана главным образом сложностью производственного процесса. Стороннему человеку разобраться в нём крайне затруднительно.

Финансист придёт и будет по крупицам собирать данные, его будут кидать между производством и бухгалтерией. Скорее всего, ценности его труда не увидят (кого волнует, что фаундеру нужен резервный фонд), поэтому информацией будут делиться неохотно, невдумчиво. Выход — СЕО самому включаться в процесс.

Профессионального СЕО не обмануть, он понимает циклы, хорошо знает когда команда включена, а когда динамит и, что немаловажно, имеет компетенции надавить, получить нужные данные, в конкретный срок и нужном объёме.