9 августа 2021

C 1 июля вступил в силу федеральный закон № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».

C 1 июля вступил в силу федеральный закон № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».

К подконтрольным лицам теперь относятся не только организации, но и самозанятые граждане, а также индивидуальные предприниматели.

Видов проверок много, но к наиболее распространенным относятся:

  • проверка налоговой;
  • проверка Роспотребнадзором;
  • проверка трудовой инспекцией;
  • проверка МЧС (противопожарная);
  • проверка ПФР, ФМС и ФСС.

Самозанятые и ИП столкнутся, прежде всего, с первыми двумя.

Зачем нужен новый закон

Основная идея нового закона – сместить акцент с проведения проверок и привлечения к ответственности на профилактику нарушений, предоставить бизнесу больше возможностей для взаимодействия с проверяющими.

В этой связи закон закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным.

Предусмотрены, в частности, следующие профилактические мероприятия:

  • меры стимулирования добросовестности – нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого определят порядок оценки добросовестности, виды мер ее стимулирования;
  • самообследование – самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по итогам самообследования компания или ИП получит высокую оценку, то сможет принять декларацию их соблюдения;
  • профилактический визит – беседа по месту деятельности компании или ИП. Даже если в ходе визита выявят нарушения, это не будет основанием выдать компании предписание устранить их.

Как будут проверять

Закон делит контрольные мероприятия на две группы.

Условно «бесконтактные» способы – наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) и выездное обследование могут использовать при любых видах контроля. При этом достаточно ведомственного задания.

И другая категория – это «контактные» способы. Их перечень должен быть установлен в положении или законе о конкретном виде контроля. Такими способами могут быть документарная проверка, выездная проверка, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр.

Например, инспекционный визит – это выездное контрольное мероприятие, которое может длиться не более 1 рабочего дня и которое проводится по месту нахождения (ведения деятельности) проверяемого лица либо по месту нахождения объекта контроля. Проверяющие вправе осуществлять осмотр, опрос, инструментальное обследование, истребовать документацию и требовать письменных объяснений.

Особое внимание стоит обратить на то, что инспекционный визит проводится без предварительного уведомления проверяемого.

Какие есть обязанности у инспектора при проверке

  • предъявить удостоверение и документ, являющийся основанием для проверки: либо сведения из реестра контрольных (надзорных) мероприятий, либо решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
  • не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей;
  • предоставлять им всю информацию и документы, относящиеся к проводимой проверке;
  • знакомить с результатами проверки контролируемых лиц, их представителей;
  • доказывать законность своих действий при подаче жалобы контролируемым лицом, его представителем.

Какие есть права у предпринимателя

  • присутствовать при проводимых проверках;
  • фиксировать все происходящее на фото и на видео;
  • получать всю информацию и документы как в отношении оснований проверки, так и в отношении ее результатов;
  • приносить возражения на акт, обжаловать действия инспекторов;
  • требовать возмещения убытков, возникших из-за незаконности проверки или действий инспектора.

Как обжаловать незаконные действия или решений контрольных и надзорных органов (МЧС, Роспотребнадзор, Роструд и др.)

Закон установил, что обязательным теперь является досудебный порядок обжалования. Это правило касается «трудовых» проверок и еще для 61 вида контроля.

Жалобу можно подать только в электронном виде – через Госуслуги и аналогичные региональные порталы. При этом предприниматели смогут в режиме реального времени отслеживать статус жалобы и ход ее рассмотрения, а также предоставлять дистанционно необходимые документы.