2 октября 2020

Бизнес уходит в онлайн: как изменятся цифровые продажи после пандемии

Пандемия коронавируса и последовавшая за ней самоизоляция обнажили основную проблему компаний, которые привыкли работать в офлайн-пространстве. Они не смогли быстро трансформироваться и начать продавать дистанционно. При этом миллионы людей после нескольких месяцев в самоизоляции осознали, что покупать в интернете — это удобно.

Без сайта и интернет-магазина

Крупный ритейл перестроился на новый формат работы очень оперативно. Опрос, проведенный EY в конце апреля в России, показал: именно крупный бизнес меньше остальных пострадал от коронавируса. У него уже были и проверенные временем интернет-магазины, и CRM, и отлаженная логистика, и отработанная схема приема онлайн-платежей.

А вот малому бизнесу пришлось особенно несладко — многие не смогли пережить пандемию. К августу 2020 года в России закрылся почти каждый пятый малый и средний бизнес, подсчитали аналитики аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Таковы данные к аналогичному периоду 2019 года.

Тем же компаниям, которые остались на плаву, пришлось искать новые каналы работы с клиентами. И основной из них — именно развитие онлайн-продаж.

Разработка качественного продающего интернет-магазина — задача не из простых. Такой проект требует серьезных вложений — как финансовых, так и временных. На запуск интернет-магазина «с нуля» может потребоваться до 1,5 млн рублей и десятки дней. Но даже это — не гарантия успеха. Сайт без трафика — бесполезный актив. Разные компании просят за продвижение интернет-магазина в Сети от нескольких десятков тысяч рублей, сюда же стоит добавить расходы на рекламу. Для малого бизнеса это большие расходы.

Какие есть альтернативы онлайн-магазину

Сегодня малый бизнес все чаще отказывается от идеи запуска собственного онлайн-магазина и переходит в социальные сети. Но проблемы остаются. Как наладить доставку? Как не терять заявки от клиентов? Какие способы оплаты предложить?

Если у бизнеса нет интернет-магазина, а онлайн-продажи запускать надо, то за обработку заказов должна отвечать другая система. С этой задачей отлично справляется CRM.

В 2019 году уровень использования CRM в России вырос на 21,4%; количество российских компаний, которые внедрили CRM, выросло с 14% до 17%, показывают данные совместного исследования J’son & Partners Consulting и Института проблем предпринимательства (телефонный опрос более 1600 компаний во всех регионах России).

Российские предприниматели в качестве CRM обычно используют «Битрикс24»: ее в 2019 году использовали 43% компаний, внедривших CRM (в 2018 году — 39%). В разгар пандемии «Битрикс24» выпустил новый инструмент — «CRM-Магазин». С его помощью CRM может не только управлять продажами, но и принимать платежи от клиентов и управлять доставкой.

Как это работает

Чтобы запустить «CRM-Магазин», потребуется от 10 минут до 5 дней. Время зависит от того, нужно ли с нуля подключать кассу, платежную систему и SMS.

Когда «CRM-Магазин» готов, можно начинать продажи. Менеджер нажимает на кнопку в карточке сделки в CRM. Клиент получает в SMS ссылку на страницу оплаты, оплачивает и получает чек. Менеджер, в свою очередь, видит, зашел ли покупатель на страницу оплаты и прошел ли платеж. Если номер телефона клиента неизвестен — ссылку на страницу оплаты можно отправить в соцсеть или мессенджер.

Новый инструмент закрывает большую часть онлайн-продаж в сегменте B2C. Для старта достаточно подключить платежную систему, SMS-провайдера и онлайн-кассу. «Битрикс24» поддерживает все самые популярные российские сервисы, поэтому с подключением не возникнет проблем.

Еще одно преимущество «CRM-Магазина» — интеграция с «Яндекс.Такси». Это позволяет предпринимателям доставлять заказы товаров силами водителей одного из самых крупных агрегаторов такси. «Экспресс-доставка с помощью такси помогает компаниям доставить заказы всего за несколько часов. Это увеличивает лояльность клиентов и позволяет интернет-магазинам не нанимать курьеров в штат», — говорит эксперт сервиса «Битрикс24» Сергей Кулешов. Вызвать курьера «Яндекс.Такси» можно в один клик, что существенно экономит время на обработку заказов.