В России дан старт очередному крестовому походу против коррупции. Президент РФ Дмитрий Медведев внес в Госдуму пакет антикоррупционных законов. Принесут ли законодательные изменения столь ожидаемый результат?
Во многом это зависит от позиции бизнеса, который очень плотно встроен в существующие коррупционные схемы.
Считается, что источником коррупции в стране является государственный аппарат. Однако исследование вопроса показывает, что это далеко не так: бизнес и граждане должны в полной мере разделить свою ответственность за расцвет мздоимства. Поэтому надеяться на то, что можно обуздать чиновников и проблема закроется сама собой, не приходится. Как полагает депутат Государственной думы Антон Беляков, достоинство национального плана по противодействию коррупции, разработанного по инициативе Президента РФ Дмитрия Медведева, в отличие от других подобных инициатив в том, что он направлен не только и даже не столько на поиск коррупционеров, а на создание таких условий, при которых подобные действия затруднены. И это следует признать существенным продвижением вперед.
В данном случае Россия не может претендовать на лавры первопроходца по такому пути – в мире подобная практика применяется уже много десятилетий. Создается система, при которой сама возможность антикоррупционных действий снижается.
Именно подобный подход в специфических российских условиях представляется оптимальным.
В Академии государственной службы был проведен анонимный опрос. Около 85% ее слушателей заявили, что, выбирая работу в государственных органах, они рассчитывают не только на заработную плату, но и на другие доходы.
А вот ответ со стороны бизнеса. Любопытные данные получены у наших соседей на Украине, где положение мало чем отличается от российского. Выяснилось, что украинцы вовсе не стремятся к избавлению от коррупции. Значительная часть опрошенных предпринимателей полагает, что она – едва ли не единственное понятное правило игры на фоне сложного хитросплетения законодательных актов. Даже изучить их крайне проблематично. Поэтому 70% украинских бизнесменов опасаются, что однажды коррупция вдруг исчезнет. Сходное, хотя и менее репрезентативное исследование было проведено и в России. Его результаты с небольшими отклонениями повторили выводы, полученные в соседней стране.
Недавно психологами Санкт-Петербургского госуниверситета проведено исследование на предмет того, кто и как готов на решительные меры по борьбе с коррупцией. Самая удивительная позиция оказалась у чиновничества; оказалось, что под воздействием той антикоррупционной риторики, которая сегодня раздается, оно согласно жить по-честному. Меньше всего хочет принятия подобных мер бизнес. А все потому, что сегодня у него выстроены схемы с учетом коррупционной составляющей. И бизнесмены боятся, что эти понятные и апробированные правила будут разрушены и придется приспосабливаться к другим.
Но насколько обоснованны надежды бизнеса на то, что ему удастся отсидеться за стеной коррупции?
Ежегодно в стране происходит, по одним сведениям, до 5 тыс., по другим сведениям – до 8 тыс. попыток захвата предприятий. До 10% от активов реального сектора экономики находится в стадии обороны от рейдеров. Бизнес несет огромные материальные, финансовые, а подчас и людские потери. И в каждой такой истории присутствует элемент коррупции, которая закрывает глаза правоохранительной и судебной системы на вопиющие факты беззакония.
Сегодня в обществе в отношении коррупции четко просматривается двойной стандарт.
На словах все против коррупции, бизнесмены активно ее обличают и клянутся поддержать любые направленные против нее меры, чиновники заверяют общество, что готовы сделать все от них зависящее для искоренения этого зла. Но в реальности нынешняя ситуация полностью устраивает и тех и других.
Сегодня коррупция превратилась в социальный стандарт общества, мы все привыкли и приспособились к ней. Причем зачастую чиновникам даже не надо вымогать взятки – зная правила игры, бизнесмены и рядовые граждане сами их приносят.
И все же можно ли избавиться от коррупции? Мировой, да и российский, опыт однозначно свидетельствует: можно, но только при большой политической воле. Даже в наших условиях, где, казалось бы, коррупцией пропитано буквально все. Но если власть серьезно настроена, то невозможное становится возможным. Когда Владимир Путин пришел в Кремль, то небольшая группа отечественных олигархов, сидя в Лондоне, контролировала российский экспорт углеводородов, зарабатывая на этом гигантские деньги. Эта система была ликвидирована, и поток нефтяной выручки сменил направление: из карманов небольшой группы лиц – в государственный бюджет.
Во многом благодаря принятым тогда мерам финансовое положение России стабилизировалось.
Сегодня схожая ситуация существует и в других секторах. Тревожное положение складывается с землей: нарастает процесс ее скупки и концентрации в немногих руках преимущественно не с целью ведения на ней хозяйства, а для дальнейших спекуляций. В Московской области 17 лиц контролируют до 60% земельных угодий.
Легко представить, какой огромный денежный эквивалент имеет эта собственность.
Уже есть целый ряд примеров, свидетельствующих о том, что использование антикоррупционных технологий позволяет существенно снизить объемы коррупции. По словам депутата Госдумы Михаила Гришанкова, в свое время принятие 94-го Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, который жестко регламентирует процедуру государственных закупок, стало серьезным шагом к снижению потерь бюджетов разного уровня. Хотя многие чиновники настолько изощрены, что умудряются обходить и этот закон.
Сейчас вместе с бизнес-сообществом готовится ряд качественных поправок к нему. Они помогут применять этот закон еще более эффективно. Хорошей оценкой этого закона стало то, что ряд федеральных ведомств начали кричать, что он мешает им проводить закупки, так как его процедура излишне усложнена.
Другой удачный пример. Государственная дума приняла во втором чтении технический регламент о пожарной безопасности. “Когда я увидел цифры, то был поражен, – рассказывает Михаил Гришанков. – Оказывается, в России существует 50 тыс.
нормативов и требований по пожарной безопасности. В новом техническом регламенте их приписано 1200, то есть почти в 50 раз меньше. Принятый документ облегчит жизнь не только малому, но даже и крупному бизнесу. После принятия закона пожарные инспекторы не смогут произвольно подходить к оценке пожарной безопасности объекта, все критерии прописаны в регламенте”.
Президент Дмитрий Медведев неоднократно заявлял о необходимости минимизировать и даже запретить проверки малого бизнеса, которые являются мощными генераторами коррупции. В данном случае можно использовать опыт других стран в этом вопросе.
Особенно показателен пример Казахстана: там установлен порядок, когда контрольно-надзорные органы перед выходом на проверку информируют об этом прокуратуру. В результате в республике число проверок уменьшилось на порядок, одна и та же структура не приходит на одно и того же предприятие по много раз.
Эти ведомства стали бояться ответственности за свои действия.
Без активной позиции бизнеса противостоять коррупции невозможно. Обвинять в коррупции только государство – это искаженно видеть существующую картину.
Коррупция – это дорога с двусторонним движением. В большей степени по ней двигаются чиновники. Но немало фактов, когда и бизнесмены разного уровня стремятся получать выгодные контракты, другие льготы и преимущества, используя незаконные схемы. И без жесткой оценки поведения бизнеса в этом вопросе и принятых мер со стороны самого бизнес-сообщества искоренять это зло будет трудно.
ИА “Альянс Медиа”