На сегодняшний день ни один государственный орган не имеет права разрабатывать и утверждать формы первичных учетных документов, а также давать разъяснения по их применению. Такой вывод Минфин России сделал в письме от 04.05.2009 № 07-02-10/24.
Письмо Минфина России стало ответом на многочисленные запросы Федеральной налоговой службы разъяснить порядок применения тех или иных унифицированных форм первичных учетных документов.
Федеральный закон от 21.11.96 № 129‑ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) обязывает организации оформлять все хозяйственные операции оправдательными документами – первичными учетными документами. Именно на основании таких документов строится бухгалтерский учет организации. Закон о бухгалтерском учете предписывает принимать «первичку» к учету, если она составлена по форме, приведенной в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если формы документов нет в альбоме, соответствующие бланки должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные в Законе о бухгалтерском учете.
До 2004 г. разработкой и утверждением таких альбомов занимался Государственный комитет РФ по статистике. Однако Правительство РФ посчитало эту функцию Росстата избыточной и упразднило (протокол от 18.12.2003 № 47). В результате при утверждении нового Положения о Федеральной службе государственной статистики (постановление Правительства РФ от 02.06.2008 № 420) данные функции за службой закреплены не были.
Нет прав разрабатывать и утверждать унифицированные формы первичных документов и у Минфина России, который в целом осуществляет функции по «выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности». Это следует из Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329.
Между тем обязанность применять унифицированные формы первичных документов никто не отменял. Это нам подтвердили и в Минфине России. При оформлении хозяйственных операций организации, как и прежде, должны использовать унифицированные формы первичных документов, ранее утвержденные Росстатом. Если в альбоме нет необходимых форм, организация утверждает их самостоятельно. Главным условием принятия такой «первички» к учету является наличие в документе обязательных реквизитов. Они перечислены в ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. К ним относятся:
а) наименование документа;
б) дата составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Разработанные организацией формы первичных документов необходимо утвердить в учетной политике. Это поможет избежать вопросов со стороны налоговых органов и доначислений по налогам.
Напомним, что с 2009 г. организация обязана приводить в приложении к приказу об учетной политике не только самостоятельно разработанные формы первичных документов, но и все унифицированные формы, которые она применяет для отражения фактов хозяйственной деятельности. Подобная обязанность предусмотрена в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденном приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
Стоит отметить, что налоговые органы не имеют права требовать, чтобы в первичных документах, самостоятельно разработанных организацией, содержались дополнительные сведения и реквизиты помимо обязательных. На это указывает и арбитражная практика.
Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от 20.01.2009 № 2236/07 признал недействительным решение налоговой инспекции о доначислении налога на прибыль, основанием для вынесения которого стало непризнание первичными документами актов, составленных организацией. Налоговые органы не признали акты приема-передачи работ, подтверждающие обоснованность расходов на оплату консультационных услуг, первичными учетными документами, сославшись на отсутствие в них сведений о детальном характере услуг и затратах рабочего времени сотрудниками компании. Как указал суд, форма таких актов не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а все обязательные реквизиты, установленные в ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, в них имеются. Поэтому предъявление инспекцией дополнительных требований к их содержанию неправомерно.
Что касается разъяснений, которые не вправе давать Минфин России, в письме речь идет о тех вопросах, которые связаны с применением форм первичных документов в конкретных хозяйственных ситуациях. Как следует из п. 11.4 Регламента министерства (утвержден приказом Минфина России от 23.03.2005 № 45н), ведомство действительно не имеет права рассматривать по существу обращения по практике применения нормативных правовых актов министерства, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Организации могут получить комментарий на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ по вопросам применения налогового законодательства. Зачастую в таких разъяснениях вместе с налоговыми ситуациями ведомство комментирует отдельные вопросы применения первичных документов. Как нам пояснили в Минфине России, подобная практика будет продолжаться.
Источник: Газета “Экономика и жизнь”
18 мая 2009