Армия российских предпринимателей должна вырасти на треть — до 25 млн к 2025 году. Как и за счет чего правительство может выполнить это задание президента?
В майском указе президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в числе приоритетных был назван проект «Развитие малого и среднего предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Обращение к теме предпринимательства не стало сюрпризом, поскольку в течение последних нескольких лет эта сфера находится в фокусе внимания властей. Но следует обратить внимание на предложенный целевой показатель: к 2024 году численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП), включая индивидуальных предпринимателей (ИП), должна вырасти до 25 млн человек — это на 5,8 млн человек больше, чем сейчас (30%).
Напомним, что в принятой в 2016 году Стратегии развития МСП, доля занятого населения в секторе МСП в численности занятого населения должна была вырасти до 35% лишь к 2030 году. Согласно последнему указу, это должно произойти уже к 2024 году. Таким образом, ежегодный прирост числа предпринимателей должен составлять около 4%. Однако за последний год — с декабря 2016 года по декабрь 2017 года — численность работников субъектов увеличилась всего на 1,95%.
Анализируя положительную динамику показателей Росстата, отражаемую в реестре МСП, необходимо иметь в виду несколько моментов. Первый заключается в том, что рост занятости в реестре в 2017 и 2018 годах частично обусловлен постепенным заполнением требуемой отчетности. Требование в отношении суммарной доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью (ООО) не учитывались при внесении сведений в Единый Реестр в 2016 году. Также в реестр постепенно включались акционерные общества.
Другой проблемой при анализе данных реестра МСП является необходимость знания алгоритмов его работы, в частности в августе реестр ежегодно очищается от неработающих фирм, формируя «провал», который тем не менее не свидетельствует ни о каких тенденциях развития бизнеса в стране.
Малый и средний бизнес — это сквозная тема указа президента
Амбициозность поставленной цели делает ее фактически сквозной в президентском указе, соответствующие ей задачи прописаны не только в самом приоритетном проекте по МСП (пункт 13 указа), но и связаны с производительностью труда (пункт 9), новыми технологиями и цифровой экономикой (пункт 11). Помимо развития собственно МСП важен также рост производительности труда на средних и крупных предприятиях несырьевых отраслей не ниже 5% в год, вовлечение не менее 10 тысяч средних и крупных предприятий несырьевых отраслей, внедрение цифровых технологий и платформенных решений в госуправлении, в том числе в интересах населения и субъектов МСП.
Очевидно, что важность развития предпринимательства не является самоцелью, а продиктована более важными задачами, обусловлена глобальными процессами.
- Во-первых, это обеспечивает создание рабочих мест, а обеспечение занятости важно в эпоху цифровых технологий, когда многие профессии устаревают и люди теряют работу.
- Во-вторых, позволяет обеспечить достойный уровень жизни населения в регионах, где высока безработица и устроиться на государственное предприятие, бюджетное учреждение или в крупную компанию сложно, а значит, предпринимательство способствует снижению бедности (национальная цель указа и первая цель устойчивого развития стран ООН), росту реальных доходов граждан (национальная цель указа).
- В-третьих, именно средние быстрорастущие компании являются основой внедрения цифровых технологий и технологических инноваций (национальные цели указа).
- В-четвертых, средние быстрорастущие компании являются базой повышения производительности труда (это приоритетное направления указа).
Что мешает бизнесу?
Согласно опросам деловых объединений и нашим исследованиям, можно выделить две группы факторов, ограничивающих развитие МСП. Это общеэкономические проблемы, которые оказывают особое влияние на МСП, и специфические трудности малых и средних предприятий.
К первым следует отнести особенности институциональной среды, такие как проблемы судебной и правоохранительной системы, карательная парадигма контрольно-надзорной деятельности, нестабильность правил игры. Все это ведет к потере доверия между бизнесом и государством и, соответственно, отсутствию стимулов выхода предпринимателей из тени. Конечно, ограничивают развитие МСП низкий платежеспособный спрос населения и высокая доля государства и монополий.
Среди специфических проблем предприниматели называют ограниченный доступ к рынкам сбыта, к финансовым ресурсам, высокую стоимость подключения к инфраструктуре, плохую осведомленность о мерах господдержки и высокие административные издержки. Это, в свою очередь, ведет к невозможности масштабирования бизнеса: малый бизнес в большинстве и остается навсегда малым, а самозанятые — нелегальными работниками теневого сектора.
В указе президента в общих чертах обозначены меры, направленные на то, чтобы преодолеть специфические проблемы МСП.
- Для повышения доступности рынков
- Совершенствование системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов МСП. Здесь потребуется расширение номенклатуры продуктов, увеличение числа заказчиков, внедрение стандартов инновационной и высокотехнологичной продукции.
- Модернизация системы поддержки экспортеров, включая расширение сети и объема услуг АО «Российский экспортный центр» (АО «РЭЦ») в регионах, создание международных центров сертификации, обеспечение прозрачности таможенных процедур и др.
2.Для повышения доступа к финансированию предложено дальнейшее увеличение объема льготных кредитов. Мы также считаем необходимым развитие системы микрокредитования, гарантийной поддержки. Фактически это расширение деятельности Корпорации МСП.
- Для снижения административных издержек предполагается упрощение налоговой и статистической отчетности, особенно в связи с внедрением онлайн-касс. Необходимо упрощение процедур получения доступа к инфраструктуре. Фактически следует продолжать всю дальнейшую работу по улучшению инвестиционного климата в регионах.
- Для повышения доступа к мерам государственной поддержки МСП предполагается создание цифровой платформы для МСП. Хотя, на наш взгляд, подобные платформы уже существуют — это портал МСП и бизнес-навигатор.
- Для поддержки масштабирования бизнеса предложено создать систему акселерации.
Вместе с тем единственный целевой показатель указа по развитию МСП — это увеличение занятых, и очевидный путь к его достижению — легализация самозанятых и вывод из тени работающих предприятий.
Сейчас в России около 15 млн человек занято в неформальном секторе, большую часть из них можно отнести к самозанятым. При этом, по данным ФНС, во всей России зарегистрировано лишь 1403 самозанятых, в отдельных областях — по 5-8 человек. Сейчас мы совместно с Минэкономразвития готовим предложения по содействию выходу этих людей из тени, в том числе уже есть предложения по внесению соответствующих норм в Гражданский кодекс. Трудности заключаются в преодолении недоверия, установившегося между бизнесом и властью, слабой предсказуемости деловой среды и политики стимулирования предпринимательства. Основными инструментами вывода из тени должны стать стимулы и привилегии, а не штрафы и ужесточение контроля.
Разумеется, обсуждаемые меры будут иметь эффект только при условии одновременного решения системных проблем предпринимательства. При формировании мер следует учитывать разницу в группах внутри сферы МСП (между ИП и микробизнесом, малыми предприятиями, с одной стороны, и средними фирмами, с другой стороны), региональную и отраслевую специфику. Важно понимать, кто будет координировать эту тему на федеральном и региональном уровнях.
Источник: http://www.forbes.ru/biznes/362257-ambicii-kremlya-putin-zhdet-poyavleniya-6-mln-novyh-predprinimateley