19 апреля 2021

7 советов, как сэкономить, если вы управляете магазином

В начале 2021 года выручка российского бизнеса превысила допандемийный уровень. По оперативным данным Росстата, в январе предприятия розничной торговли показали годовой рост прибыли на 11,7%. Ситуация улучшается не только у крупного бизнеса, но и у отдельных предпринимателей — во многом благодаря развитию технологий. Вместе с интернет-сервисом МойСклад собрали несколько лайфхаков, помогающих избежать небольшой рознице лишних трат при быстром старте.

Вместо хаотичных решений — точный расчет и аналитика 

Небольшим магазинам часто кажется, что никакие системы аналитики просто не нужны: все цифры можно отслеживать в таблице Excel или в тетради учета. При этом просчитать эффективность, провести анализ, продумать стратегию развития эти инструменты не позволяют. А значит, нет возможности выявить, например, какие товары самые ликвидные, а какие убыточные, определить сезонность, сумму среднего чека, количество товаров в нем, какие товары покупают вместе. Эта информация позволяет скорректировать ассортимент, увеличить обороты, оптимизировать работу с поставщиками.

Вместо торговли из тени — выбор оптимальной системы налогообложения

В 2020 году общий размер штрафов за административные нарушения в сфере экономики превысил 240 млрд рублей, подсчитал Росстат. По статистике, чаще всего малый бизнес штрафуют по линии МЧС (это около 50% всех штрафов). На втором месте — налоговики (около 30%), а замыкает тройку Роспотребнадзор (около 15%). Часто суммы штрафов в розничной торговле рассчитываются от всего оборота компании за определенный период, поэтому имеет смысл заранее обезопасить себя и соблюдать требования закона: платить налоги, установить онлайн-кассу, маркировать товары. Но это не значит, что на налогах нельзя сэкономить. Сейчас в России действуют несколько спецрежимов, которые дают возможность платить меньше налогов, а их совмещение иногда позволяет добиться еще большей экономии.  

Вместо эквайринга — оплата по QR-коду 

С каждым годом жители России все реже рассчитываются наличными, отдавая предпочтение картам. В 2020 году объем платежей по картам вырос на 18,8%. Раньше для безналичной оплаты магазинам были необходимы специальные терминалы и банковский эквайринг — за них нужно платить комиссию, которая достигает нескольких процентов (средняя тарифная ставка — 1,5–2%). Теперь есть менее затратная альтернатива — оплата по QR-коду через Систему быстрых платежей (СБП). Это легально, деньги поступают на счет компании быстрее, а комиссия не превышает 0,7%.

Есть два вида кодов: статический (многоразовый), который можно наклеить, например, рядом с кассой. Такой код содержит только реквизиты продавца, а клиенту нужно ввести сумму оплаты самому — из-за этого могут возникать ошибки. Другой вид кода — динамический (одноразовый): он более удобный для торговли, так как в нем зашиты и сумма покупки, и реквизиты. Покупатель сканирует такой QR-код и оплачивает товар через банковское приложение в своем телефоне.

Вместо огромного штата — аутсорс и боты 

Магазину нужно много сотрудников: продавцы, бухгалтеры, мерчендайзеры. В условиях пандемии стоит сразу задуматься о доставке — значит, нужны курьеры, специалисты, которые будут отвечать за работу сайта, продвижение в соцсетях и так далее. Но пока магазин не приносит стабильную прибыль, раздутый штат будет слишком тяжелым бременем. Помимо зарплаты сотрудникам, нужно еще и платить взносы в социальные фонды. Аутсорс бухгалтерии, логистики, ИТ-задач позволяет не только сократить затраты на оплату труда, но и доверить часть вопросов профессионалам. А для обработки заказов в интернете можно воспользоваться ботами, это сэкономит время и силы.

Вместо роста затрат на продвижение — программа лояльности

Каждый новый клиент — это трата времени и денег на привлечение. В зависимости от сферы каждый новый клиент обходится бизнесу в 5–25 раз дороже постоянного. При этом постоянные клиенты больше тратят. Универсальный способ конвертировать случайных клиентов в постоянных — программы лояльности, которые дают скидки или бонусы за каждую следующую покупку. Кроме того, не стоит экономить на качестве товаров и сервисе: в магазин с несвежими продуктами и грубыми сотрудниками не вернутся. 

Пока же клиентская база не сформирована, затрат на продвижение не избежать. Но и тут есть бесплатные инструменты: например, сервисы карт, рекомендательные платформы, сайты объявлений. 

Вместо трат на помещение в одиночку — субаренда

Аренда и коммунальные услуги в нежилых помещениях для бизнеса стоят дороже, чем для простых граждан. Но компенсировать затраты на них поможет субаренда. Если в магазине есть пара свободных квадратных метров, это место можно пересдать под кофейню или пункт выдачи или приема платежей, а можно установить постаматы или вендинговый автомат. Помимо финансовой выгоды, это приведет и новый поток посетителей, которые могут стать покупателями.

Вместо собственного сайта — магазин в соцсетях или на маркетплейсах

Затраты на собственный сайт включают не только его разработку, дизайн и наполнение, но и продвижение с обслуживанием. В то же время запуск бизнес-аккаунта в соцсетях или подключение к маркетплейсу не требуют специфических знаний, достаточно красиво сфотографировать товары и придумать логотип магазина. В 2020 году 89% продавцов маркетплейсов увеличили свой оборот, при этом почти половина из них вообще не использует свой сайт, следует из данных Data Insight.

https://meduza.io/slides/vk-vmesto-sayta-sbp-vmesto-ekvayringa