О ПРОВЕРКАХ. Существенно отредактированы нормы, регулирующие порядок проведения налоговых проверок – камеральных и выездных. Так, ограничен перечень документов, которые налоговые органы вправе истребовать при проведении камеральной налоговой проверки – нельзя истребовать дополнительные сведения и документы, если их представление вместе с налоговой декларацией , (расчетом) не предусмотрено НК РФ или если иное не предусмотрено ст. 88 НКРФ(п.7ст.88НКРФ).
Более детально регламентированы полномочия проверяющего, обнаружившего в ходе камеральной проверки ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них данными. В этом случае проверяющий должен направить налогоплательщику требование о внесении соответствующих исправлений или представлении пояснений, а налогоплательщик -исполнить это требование в течение 5 дней (п. 4 ст. 88 НКРФ).
О ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРКАХ. Частично изменены требования к выездной налоговой проверке (ст. 89 НК РФ). Перечислены сведения, которые обязательно должны присутствовать в решении налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Проверка может проводиться не только по местонахождению налогоплательщика. Если у плательщика нет возможности предоставить проверяющим соответствующее помещение, такая проверка проводится по местонахождению налогового органа. В пункте б ст. 89 НК РФ закреплены сроки проведения выездной налоговой проверки. Общий срок – 2 месяца, он может быть продлен до 4, а в исключительных случаях – до 6 месяцев. По новым правилам (п. 8 ст. 89 НК РФ) срок проведения выездной налоговой проверки будет исчисляться со дня вынесения решения о ее назначении до дня составления справки о проведенной проверке
О РЕШЕНИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ. В Кодекс введены основания, при наличии которых решение налогового органа подлежит безусловной отмене: необеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и необеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Данные обстоятельства признаны законодателем существенными для процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ). Та кже введено право вышестоящего налогового органа изменять решение нижестоящего налогового органа в случае, если оно не соответствует налоговому законодательству (п. 3 ст. 31 НКРФ).
ОБ ИСЧИСЛЕНИИ СРОКОВ. Изменен порядок исчисления сроков. Теперь они будут исчисляться в рабочих днях (а в календарных, как сейчас, – только в том случае, если такое правило прямо закреплено Кодексом) (ст. 61 НК РФ). Изменены и многие другие из существующих сейчас сроков. Например, на исполнение обязанности по открытию или закрытию счетов налогоплательщикам отводится 7дней вместо нынешних десяти (п. 2 ст. 23 НК РФ). При непредставлении налогоплательщиком налоговой декларации в установленный срок налоговый орган будет вправе принять решение о приостановлении операций по его счетам в банке в течение 10 дней со дня истечения установленного срока. Сейчас налоговый орган должен ждать 2 недели (ст. 76 НК РФ). В статье 93 Н К РФ законодатель увеличил срок исполнения требования налогового органа о представлении документов до 10 дней со дня его вручения (сейчас – этот срок составляет 5 дней), причем налоговый орган вправе продлить этот срок. Новая редакция ст. 93 НК РФ устанавливает прямой запрет на требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), а также на истребование документов, ранее представленных в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Появилась новая ст. 93 которая расширяет право налоговых органов на истребование документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщика, у его контрагентов или у иных лиц, располагающих такими документами (информацией). Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов (только документов!) или непредставление их в установленный срок признаются налоговым правонарушением, влекущим ответственность, предусмотренную новой ст. 129 Кодекса. Новыми поправками установлены сроки по отдельным процедурам, существующим в настоящее время без сроков. Например, закреплен срок направления налоговым органом в банк инкассового поручения в течение 1 месяца со дня принятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика (ст. 46 НК РФ). Установлен предельный срок для взыскания задолженности за счет иного имущества – в течение 7 года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (ст. 47 НК РФ).
ВЗЫСКАНИЕ ШТРАФОВ. С 2007 г. взыскание штрафов будет производиться налоговыми органами самостоятельно, без обращения в суд, т. е. так же, как взыскиваются недоимка по налогам (сборам) и пени (ст. 46,47 НК РФ), – только для налогоплательщиков – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Кроме того, согласно введенному в ст. 113 НК РФ новому п. 7 течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате. Течение срока давности считается приостановленным со дня составления соответствующего акта (п. 3 ст. 91 Кодекса) и возобновляется со дня прекращения действия обстоятельств, препятствующих проведению выездной налоговой проверки, и вынесения решения о ее возобновлении. Что касается срока обращения в суд с иском о взыскании штрафа, то по общему правилу налоговый орган может подать такой иск в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Однако теперь этот срок еще может быть восстановлен судом, если он пропущен налоговым органом по уважительной причине (ст. 115 НК РФ).
О НАЧИСЛЕНИИ ПЕНЕЙ. С вопросом об ответственности неразрывно связан вопрос о начислении пеней за неуплату или несвоевременную уплату налогов. Внесенными поправками четко установлено, что разъяснения финансовых, налоговых и иных уполномоченных органов освобождают от начисления пеней (ст. 75 НК РФ). Здесь нужно отметить, что налоговым органам вменено в обязанность руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 32 НК РФ). А для Минфина России в ст. 342 НК РФ прямо закреплен срок рассмотрения запроса по применению налогового законодательства – 2 месяца. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА, НЕДОИМКА. Отредактированная ст. 45 НК РФ устанавливает правила исполнения обязанности по уплате налога (сбора). В частности, указано, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Это значит, что теперь исполнение обязанности по уплате налога четко привязано к правильному указанию в платежных документах соответствующего счета Федерального казначейства. Сданным вопросом связана проблема взыскания недоимки. В статье 70 НК РФ теперь указано, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее чем через 3 месяца со дня выявления недоимки (по данному факту налоговый орган составляет документ по установленной форме). Таким образом, неважно, в каком году образовалась недоимка по налогам. Срок для ее взыскания теперь зависит оттого, когда она была обнаружена налоговым органом, – именно с этого события начинается истечение сроков, установленных для взыскания.
НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ. В статье 80 НК РФ содержится понятие расчета авансового платежа. Это письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Соответственно, данная статья Кодекса устанавливает обязанности и права, связанные с налоговой отчетностью в целом. При отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом, налогоплательщик должен представить налоговую декларацию по упрощенной форме, которая утверждается Минфином России, хотя п. 2 ст. 80 НК РФ освобождает налогоплательщиков, свободных от обязанности по уплате тех или иных налогов в связи с применением специальных налоговых режимов, от обязанности представлять в налоговые органы декларации (расчета) по этим налогам.
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Сейчас в п. 4 ст. 81 НК РФ сказано, что в случае, если декларация подается по истечении срока уплаты налога, для освобождения от ответственности необходимо представить уточненную налоговую декларацию до определенного момента, а именно когда налогоплательщик узнал: •об обнаружении налоговым органом неотражения (неполноты отражения) сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога; •о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период. При этом необходимо, чтобы до подачи уточненной налоговой декларации были уплачены недостающая сумма налога и соответствующие ей пени. Теперь добавлено еще одно основание освобождения от налоговой ответственности – представление уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
ЖУРНАЛ “СПРАВОЧНИК РУКОВОДИТЕЛЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ” №12 ДЕКАБРЬ 2006 ГОД
Более подробную информацию о внесенных изменениях в Налоговый кодекс РФ смотрите в рубрике “Наши консультации”
6 декабря 2006