8 февраля 2016

Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?

Сейчас Госдума активно обсуждает новый Кодекс об административных правонарушениях, принять который планируется на весенней сессии. Разработчики во главе с председателем комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимиром Плигиным готовили его долго, и получившийся манускрипт из 1600 страниц привел бизнес в состояние полного шока.

Еще в ноябре уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов, обобщив позицию экспертов своей службы, «Деловой России», «Опоры России», ТПП и РСПП, направил Плигину резко отрицательное заключение на проект. В отзыве омбудсмена новый КоАП назван угрозой инвестиционному климату и средством подавления экономической активности.

Вообще-то в России, даже если кто-то этого и не заметил, идет реформа государственного контроля и надзора, по поводу которой и Путин, и Медведев успели отдать министерствам немало поручений.

Что интересно – к 12 февраля должны быть закончены как предварительное обсуждение КоАП на рабочей группе Госдумы, так и разработка очередного антикризисного плана правительства. В рамках этого плана Минэкономразвития готовит законопроект, по которому при первичном выявлении правонарушения инспектор должен будет ограничиться предупреждением, а не выписывать штраф сразу. Сами штрафы планируется сделать дифференцированными, в зависимости от размера бизнеса предпринимателя. В тот же документ должна войти норма, запрещающая использование анонимных жалоб в качестве повода для внеплановых проверок.

Новый КоАП, тем временем, написан так, будто никаких попыток упрощения нет вовсе. Более того, гайки в нем закручиваются сильнее, чем прежде.

Начать хотя бы с размера штрафов. Практически все они увеличиваются в разы, а некоторые – и в сотню раз. Ни о какой дифференциации в зависимости от объемов бизнеса речи не идет. А предупреждение в качестве меры воздействия если и фигурирует, то лишь как один из вариантов, равнозначный штрафу – то есть выбор остается за контролером.

Предлагается увеличить число возможных наказаний за одно административное правонарушение. Если действующая редакция Кодекса допускает основное и не более одного дополнительных наказаний, то в новом проекте дополнительных наказаний уже два.

Бизнес-омбудсмен предлагает построить систему санкций в соответствии с принципами риск-ориентированного подхода. Иначе говоря – чем чаще совершается правонарушение, тем строже наказание. В плигинском тексте КоАП этого нет: карающий молот государства может опуститься на голову бизнесмена сразу и с полного размаха. И как мы уже выяснили – без предупреждения.

В отдельных случаях конец бизнесу может наступить не только опосредованно – из-за непомерного штрафа, но и вполне себе прямо. В новый КоАП планируется ввести такую меру наказания, как ликвидация юрлица (прекращение статуса ИП). И назначаться она может не только за «тяжкие» составы правонарушений (незаконная организация и проведение азартных игр, оказание финансовой поддержки терроризму и т.д.), но и за менее значимые. Такие, например, как работа без лицензии, отсутствие либо обязательного членства в СРО, либо свидетельства о допуске к определенному виду работ, которое выдает та же СРО.

Интересно, что проект Кодекса впервые допускает случаи, когда предприниматель будет считаться виновным до тех пор, пока не будет доказано обратное. «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, если иное не установлено настоящим Кодексом», – говорится в соответствующей статье.

Кроме того, в ходе административного производства суд, административный орган или должностное лицо могут возложить на нарушителя некие «другие обязанности», помимо выполнения предписания. Объем «других обязанностей» никак не определен.

В статье нового Кодекса под названием «Принцип справедливости и соразмерности» говорится, что административное наказание должно соответствовать размеру вреда, который причинен или мог быть причинен нарушителем. Таким образом, тот, кто накладывает наказание, сможет исходить не только из реального размера ущерба, но и из предполагаемого –  на свое, разумеется, усмотрение.

Характерная деталь проект Кодекса напрямую запрещает фотосъемку и видеозапись участников административного производства. Оставлена лишь возможность аудиозаписи их действий, видимо, чтобы потом сложнее было их опротестовывать.

Мы уже писали о резкой реакции на проект КоАП представителей делового сообщества. В заключении уполномоченного по защите прав предпринимателей вывод делается тоже простой: если аппетиты контролеров не урезать, бизнес либо ликвидируется, либо массово уйдет в тень. Намерениям пополнить бюджет за счет штрафов все равно не суждено сбыться.

Источник:www.klerk.ru