Витамины обернутся неприятным «сюрпризом»

«Турбослим», «Черника-форте», «Мульти-Табс», «Аскорбиновая кислота» – производителей этих и сотен других биологически активных добавок ждет «сюрприз» от властей. Начнется все в этом месяце.

Российские власти решили навести порядок на рынке биологически активных добавок (БАД). Рассматривается целый ряд запретительно–ограничительных мер.

В Госдуме разработан законопроект о запрете рекламы БАД везде, кроме специализированных СМИ. Если он будет принят, продажи БАД в аптеках сократятся минимум вдвое, оценивают в некоммерческом партнерстве производителей БАД. Через аптеки в России продается 70% биодобавок. Также подготовлен законопроект о том, чтобы ограничить продажи БАД аптечной розницей.

Кроме того, с 14 февраля производители БАД в дополнение к обычной процедуре регистрации своего товара должны будут получать еще и декларацию о соответствии. До сих пор неизвестно, какие органы займутся сертификацией.

«Производители, которые не смогут соответствовать предъявленным требованиям, будут вынуждены уйти с рынка. Но таких немного», — полагает заместитель генерального директора «Фармакор Продакшн» (петербургский производитель БАД) Эмиль Хубалиев.

Главной угрозой для производителей БАД эксперты называют запрет на рекламу. Игроки рынка оценивают вероятность принятия таких поправок в закон как высокую.

В московском представительстве компании «Эвалар» (лидер рынка БАД) полагают, что основной удар будет нанесен по отечественному производству. Дело в том, что около 80% аптечных продаж БАД составляет продукция российских производителей. Большинство иностранных компаний распространяет свой товар с помощью сетевого маркетинга. К этому же методу придется прибегнуть отечественным производителям.

«Это будет откатом назад от цивилизованного рынка к временам «Гербалайфа», когда на улицах дергали прохожих за рукав и предлагали: похудей, как я», — считает генеральный директор «Эвалара» Лариса Прокопьева.

Кроме того, не исключено, что продажу БАД запретят везде, кроме аптек. Кстати, эксперты считают, что теневому бизнесу такой запрет не помешает. Торговля биодобавками и сейчас запрещена везде, кроме аптек и специализированных магазинов.

Однако некоторые продавцы БАД научились обходить закон, грамотно оформляя документы и занимаясь при этом сетевым маркетингом. А некоторые пищевые добавки, по сути являющиеся БАД, продаются в гипермаркетах, будучи зарегистрированными как продукты питания.

Торговля биодобавками и без всяких ограничений пострадала от кризиса больше других сегментов фармрынка. По данным центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», продажи БАД в петербургской рознице в 2009 году увеличились на 6,2% по сравнению с 2008 годом, а продажи лекарственных средств выросли на 20,5%.

ИА «Альянс Медиа» по материалам «Деловой Петербург»

Поделиться