В СФ обсудили проблемы совершенствования налогового законодательства

Проблемы совершенствования налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации в части распределения доходов между бюджетами бюджетной системы обсуждались 8 июня на заседании президиума Совета законодателей в Совете Федерации.

Открывая мероприятие, первый заместитель председателя Совета Федерации, ответственный секретарь Совета законодателей Александр Торшин отметил, что данная тема является актуальной и имеет большое значение для федерального центра, регионов и муниципалитетов.

С основным докладом выступил председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин, который отметил, что «существующая система распределения доходов между бюджетами разных уровней в целом обеспечивает условия для стабильного и своевременного исполнения их расходных обязательств, но требует совершенствования».

По его словам, «накопилось много проблем, которые надо решать, и мы обращаем на них внимание Правительства РФ». Среди них председатель профильного Комитета СФ назвал высокую дифференциацию регионов по уровню их социально-экономического развития и по обеспеченности собственными бюджетными средствами. Также было сказано о необходимости изменений в методику распределения дотаций среди субъектов РФ.

«Очень важными задачами являются повышение эффективности управления бюджетными ресурсами, обеспечение их целевой направленности, верный выбор приоритетов социально-экономической политики, а также стимулирование субъектов РФ к большей самостоятельности, к наращиванию собственной доходной базы», — подчеркнул Е.Бушмин.

Выступивший на заседании заместитель министра финансов РФ Антон Силуанов рассказал о том, какие меры в настоящее время предпринимаются для стимулирования развития налоговой базы субъектов РФ и о том, что предстоит сделать в системе межбюджетных отношений.

«Мы всегда исходим из того, какие расходные обязательства имеются у того или иного органа государственной власти и местного самоуправления. Под эти обязательства идет формирование доходных источников. Передача доходов с одного уровня бюджетной системы на другой сопровождается перераспределением расходных полномочий», — цитирует слова замминистра пресс-служба Совета Федерации.

По словам А.Силуанова, «сегодня 51% налоговых доходов поступает в федеральный бюджет, а 49% — в консолидированный бюджет субъекта РФ, что позволяет говорить о паритете между федеральным и региональным уровнем».

Заместитель министра признал высокую степень дифференциации регионов по уровню бюджетной обеспеченности и отметил, что Министерством финансов РФ предпринимается комплекс мер, направленных на изменение ситуации. При этом, по его словам, «даже в условиях больших объемов бюджетных трансфертов реализуется механизм, направленный на то, чтобы стимулировать субъекты РФ зарабатывать самостоятельно». «Минфин старается повышать мотивацию регионов в увеличении их доходов», — отметил А.Силуанов.

Аудитор Счетной палаты РФ Игорь Васильев в своем выступлении отметил, что «одним из главных инструментов в решении обсуждаемых проблем должно стать улучшение качества прогнозирования и администрирования налоговых сборов, уже существующих на сегодняшний день». Он представил членам президиума Совета законодателей материалы контрольного мероприятия Счетной палаты РФ в данной сфере.

Участники заседания обсудили ряд актуальных вопросов, связанных с проблемами распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ. В частности, были затронуты проблемы собственности на имущество в системе МВД, а также предоставления налоговых льгот на расположенное на территории субъектов РФ имущество естественных монополий и силовых ведомств.

Было отмечено, что в целях создания дополнительных условий для повышения финансово-экономической самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований требуются дальнейшее совершенствование разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленного федеральным законодательством, и соответствующее распределение объемов налоговых поступлений между бюджетами бюджетной системы РФ исходя из расходных обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.

По итогам обсуждения члены президиума Совета законодателей приняли за основу проект решения, где Правительству РФ, в частности, было рекомендовано: — активизировать работу по совершенствованию межбюджетных отношений в целях создания механизма стимулирования субъектов Российской Федерации к наращиванию собственной доходной базы и повышения их заинтересованности в своем экономическом развитии; — предусмотреть меры поощрения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, проводящих ответственную финансовую политику, и меры воздействия, применяемые к субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям с низким качеством финансового менеджмента; — продолжить работу по совершенствованию системы разграничения расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе анализа их финансового обеспечения; — внести изменения в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано: — разработать совместно с подразделениями Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, других федеральных органов исполнительной власти комплекс мер, направленных на повышение эффективности администрирования региональных и местных налогов, контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления и полнотой поступления налогов в региональные и местные бюджеты; — рассмотреть вопрос о проведении на территориях муниципальных образований полной инвентаризации земель для выявления пользователей земельных участков, определения и подтверждения целевого использования земель, чтобы увеличить собираемость земельного налога.

ИА «Альянс Медиа»

Поделиться