29 августа 2017

В госдуме хотят ввести в правовые рамки интернет – агрегаторы такси

В Государственную Думу РФ внесен ряд законопроектов, согласно которым интернет – агрегаторы такси должны будут обрести свой правовой статус, будут определены правила их работы, ведь до настоящего времени в России у данных участников гражданского оборота правового статуса нет

Рынок такси в России постоянно увеличивается, и онлайн-сервисы за достаточно короткий промежуток времени стали крупнейшими игроками на данном рынке, ведь у них есть главное преимущество в виде низкой цены за счет того, что им не нужно держать свой автопарк.

В сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом  внедрение новых технологий произошло естественным образом без дополнительного государственного вмешательства и финансирования. Существенное влияние на формирование современного рынка перевозок оказали агрегаторы – информационные службы заказа автомобилей, которые с использованием  IT-платформы осуществляют коммуникацию между пассажиром и перевозчиком. По мере развития современных IT-технологий максимальное количество потребителей предпочитает пользоваться услугами интернет-агрегаторов такси, отмечая такие преимущества, как  удобство и простота процесса заказа автомобиля, уменьшение срока ожидания подачи автомобиля, возможность выбора способа оплаты, предварительное уведомление о  цене поездки, возможность выбора типа и марки автомобиля, гарантированность подачи автомобиля, возможность предварительного заказа. С учетом роста уровня  мобильности населения данная модель информационных услуг имеет огромный потенциал. Однако, как отмечается в пояснительной записке к одному из законопроектов, развитие сервиса, как интернет-агрегаторы такси значительно опережает законодательное регулирование данного вида услуг. В виду отсутствия законодательных требований отдельные агрегаторы передают заказы на перевозки «нелегалам», работающим в теневом секторе.

Итак, какие рамки предлагается законодательно установить для данного вида деятельности:

Во-первых, предлагается дать законодательное определение «интернет-агрегаторы пассажирских перевозок» и прямо запретить интернет-агрегаторам такси передавать заказы на выполнение пассажирских перевозок лицам, не имеющим законных оснований на оказание соответствующих транспортных услуг.

Для такой категории, как интернет – агрегаторы такси вводятся  также обязанность публичного раскрытия информации о своей деятельности, обязанность хранить базы данных и размещать технические средства обработки информации  о заказах на территории Российской Федерации. Компании иностранных агрегаторов  обязаны будут осуществлять деятельность на территории  России через филиал, зарегистрированный в соответствии с законодательством Российской Федерации (в таком случае налоги от деятельности филиала иностранной компании пойдут в бюджет Российской Федерации).

Предлагается также ввести и следующие дополнительные ограничения: запретить работать с судимыми водителями и обязать сообщать клиентам информацию не только о машине, но и о водителе, а также о его разрешении на вождение такси.

Предлагаемые нововведения получили неоднозначную оценку со стороны общественности, в частности, бизнес-омбудсмен Борис Титов дал отрицательный отзыв на законопроект о дополнительном регулировании служб онлайнового заказа такси. Как говорится в письме Титова премьер-министру Дмитрию Медведеву, «вносимые поправки… приведут к существенному ухудшению условий ведения бизнеса службами заказа такси и службами такси, необоснованному ограничению экономической свободы этих субъектов рынка и, в конечном счете, к ограничению конкуренции… и увеличению стоимости данных услуг для потребителей».

Тем не менее, очевидно, что разрешение вопроса законодательного определения такого правового статуса, как интернет – агрегаторы такси, а также введение ряда законных ограничений в их деятельности являются в сложившейся ситуации необходимым. Принятие предлагаемых проектов позволит обеспечить защиту законных прав и интересов потребителей транспортных услуг,  создать условия развития здоровой конкуренции между отечественными и иностранными агрегаторами.

Юрист Коллегии адвокатов «Терновцов и партнеры»
Ирина Санжакова

Источник: http://ternovtsov.ru/2017/08/28/2029/