В ГД РАССМОТРЕН ЗАКОНОПРОЕКТ О ПРИВАТИЗАЦИИ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ АРЕНДУЕМОГО ИМУЩЕСТВА

В понедельник, 10 сентября, Комитет Государственной думы по экономической политике, предпринимательству и туризму дал заключение на проект Федерального закона № 193202-4 «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества», внесенный депутатами Государственной думы В.Плескачевским, Л.Пепеляевой, Е.Паниной и др. Как известно, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обязаны в срок до 1 января 2009 года осуществить в соответствии с законодательством о приватизации отчуждение муниципального имущества, не предназначенного для реализации законодательно предусмотренных публичных функций и полномочий. Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отменены все льготные способы приватизации, в том числе и наиболее распространенный способ приватизации для предприятий малого бизнеса — выкуп арендатором арендуемого государственного или муниципального имущества. В заключении комитета ГД говорится, что в результате одновременного действия указанных федеральных законов многие предприятия малого бизнеса, являющиеся в течение ряда лет добросовестными арендаторами государственного или муниципального имущества, фактически поставлены на грань выживания. Такие предприятия не располагают необходимыми финансовыми ресурсами для конкуренции на открытых торгах с финансово-промышленными группами и крупными организациями в целях сохранения за собой арендуемых площадей. При этом органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не вправе предоставить им какие-либо преимущества при продаже указанных площадей на открытых конкурсах или аукционах. Таким образом, целью законопроекта, отмечается в заключении, является изменение сложившейся ситуации через установление преимущественного права приобретения недвижимого государственного и муниципального имущества субъектам малого предпринимательства, которые являются добросовестными арендаторами такого имущества. Фактически это означает оказание адресной государственной поддержки предприятиям малого бизнеса. Законопроект предусматривает введение нормы специального внеконкурсного способа приватизации — выкупа указанными субъектами арендуемого ими государственного или муниципального имущества, если это имущество находится у них на праве аренды в течение не менее чем трех лет, а площадь арендуемых помещений не превышает 300 кв. метров. Срок реализации преимущественного права выкупа предприятиями малого бизнеса арендованного имущества установлен до 1 января 2009 года. Законопроектом также предусмотрено, что приобретение арендованного государственного и муниципального имущества осуществляется арендатором по рыночной цене, установленной на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В заключении комитета говорится, что, с одной стороны, это не приведет к уменьшению доходов бюджетов всех уровней, получаемых от приватизации государственного или муниципального имущества. Однако в законопроекте не определены органы, уполномоченные проводить оценку выкупаемого государственного и муниципального имущества, что приведет к возникновению спорных ситуаций в отношении цены приватизируемого государственного и муниципального имущества. Комитет считает, что при подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо внести соответствующее уточнение. Комитет считает целесообразной норму законопроекта, которая предусматривает возможность оплаты арендатором приобретаемого имущества в рассрочку на срок не более трех лет с момента заключения договора купли-продажи имущества. Позитивное значение имеет также и норма законопроекта, в соответствии с которой стоимость улучшений арендованного государственного и муниципального имущества не может быть зачтена в счет оплаты стоимости приобретаемого государственного и муниципального имущества. Федеральный закон от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в качестве одной из форм поддержки малого бизнеса предусматривает в рамках федеральных целевых программ возможность предоставления субъектам малого предпринимательства права на первоочередной выкуп арендуемых ими объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Однако в настоящее время отсутствует механизм реализации этого права, так как Федеральный закон от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не допускает использование в процессе приватизации неконкурсных способов продажи недвижимого имущества, а также не содержит норм о праве арендаторов государственного или муниципального имущества, независимо от статуса последних, на первоочередной выкуп арендуемого ими имущества. В связи с тем, что 01.01.2008 г. вступает в силу Федеральный закон от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и утрачивает силу Федеральный закон от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», комитет считает, что отдельные положения законопроекта следует привести в соответствие с нормами Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Так, при подготовке законопроекта ко второму чтению целесообразно рассмотреть возможность распространения особенностей участия в приватизации арендуемого государственного и муниципального имущества на субъекты среднего предпринимательства. Поскольку Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вступает в силу с 01.01.2008, необходимо предусмотреть аналогичную дату вступления в силу и в рассматриваемом законопроекте. Комитет считает, что принятие законопроекта станет реальной мерой государственной поддержки и дальнейшего развития малого предпринимательства в Российской Федерации, говорится в заключении. /Альянс Медиа, 11.09.07/

Поделиться