Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов выступил на заседании Столыпинского клуба «Трудные решения»

Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов выступил на заседании Столыпинского клуба «Трудные решения». В мероприятии приняли участие лидер партии «Гражданская платформа» Михаил Прохоров и председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, а также предприниматели, политики, общественные деятели и представители экспертного сообщества.
Тема заседания Столыпинского клуба «Трудные решения» служила отсылкой к программной статье Председателя Правительства России Дмитрия Медведева «Время простых решений прошло». В ней Д. Медведев говорил о системных преобразованиях, которые нужны экономике России для того, чтобы соответствовать новым вызовам. Открывая заседание, Борис Титов подчеркнул, что сейчас Россия находится в той стадии развития, что без принятия «трудных» и даже рискованных решений в экономике обойтись не удастся. Сегодня нам надо консолидироваться, чтобы изменить представление, как должна развиваться экономика, иначе страну ждут не очень светлые перспективы».
Все выступающие согласились с необходимостью принятия принципиальных решений для вывода экономики страны из застоя, но предложили каждый свой рецепт преодоления стагнации. А. Кудрин говорил о сдвиге приоритетов бюджетной политики и развитии государственных институтов, М. Прохоров – об актуальности земельной реформы, а Б. Титов – о системном улучшении инвестиционного климата.

В своем выступлении Алексей Кудрин сначала предостерег от принятия «легких» решений. Наиболее «легким», по его мнению, является трата резервных фондов. «В прошлом году денежная масса увеличилась на 50 процентов. Вместе с тем цена на нефть не растет, а жить хочется так же, — отметил он. – Если мы потратим на поддержку экономики резервные фонды, это только продлит нашу нефтяную зависимость на пару лет. Не более». Опасным он считает и искусственное понижение курса рубля. «Можно административными методами постараться облегчить себе жизнь, но это приведет к тому, что все экспортно-импортные сделки будут иметь непредсказуемую доходность», — заявил А. Кудрин. Еще одним «легким» решением он назвал повышение налогов.

Самое трудное решение, как считает А. Кудрин, — слезть с нефтяной иглы. Сейчас Россия почти не накапливает резервы, да еще и получила дефицит бюджета в 900 млрд. руб. в 2011 году. «Это говорит о том, что цена нефти ниже существующей — уже просто опасна для нашей экономики. Любое ее снижение – непредсказуемый риск», — подчеркнул А. Кудрин.

А. Кудрин выдвинул целый ряд «трудных» системных решений. Среди них: повышение пенсионного возраста, сокращение оборонных расходов, сокращение социальных расходов и переход к адресной помощи по социальным программам, перераспределение бюджетных потоков в пользу регионов, большая открытость бюджетной политики, перестройка системы субсидирования промышленности в соответствии с требованиями ВТО и т.д.

Отдельно А. Кудрин остановился на необходимости изменения правоприменительной практики в России, работы судов и правоохранительных органов. Суды, по его словам, должны больше ориентироваться в своей деятельности на принципы публичности, состязательности и равенства сторон в судебном процессе. А отказ от «палочной системы» у правоохранителей поможет принципиально по-новому выстроить борьбу с преступностью. «Если это сделать, то количество регистрируемых преступлений вырастет в 4 раза, — заявил А. Кудрин. – Сейчас же, из-за того, что не все преступления регистрируются, чтобы не портить раскрываемость, мы даже не знаем достоверной картины с преступностью в стране».

Алексей Кудрин подчеркнул, что при этом важно, чтобы государство не меняло устанавливаемые им же правила игры, так как это подрывает его авторитет и доверие к нему. Среди подобных случаев отказа государства от провозглашённой политики он назвал заморозку накопительной части пенсии, слияние верховного суда и высшего арбитражного суда, возобновление практики возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям по постановлениям следователей.
Михаил Прохоров разделил важные для страны решения на три вида: важные, но нереализуемые в данный момент, реализуемые, но ухудшающие жизнь бизнеса и простых граждан, и реализуемые и важные. Именно к последней категории он отнес земельную реформу. По мнению М. Прохорова, она способна принципиально изменить отношение россиян к частной собственности, решить большое количество системных проблем и способствовать резкому экономическому росту. «Россия – первая в мире страна по количеству земли, и 40 процентов нашей земли пригодно к обработке», — подчеркнул М. Прохоров. При этом почти вся она незакадастрирована, а, следовательно, выведена из оборота, ее нельзя ни продать ни заложить. Это положение он и хочет изменить.

Успеху земельной реформы, как считает М. Прохоров, будет способствовать то, что в земельном бизнесе нет интересов крупных корпораций и больших чиновников. «Даже если они бросятся ее скупать, земли хватит на всех желающих», — уверен он.

В качестве первого шага М. Прохоров предлагает провести полноценное кадастрирование земли, при малейших сомнениях в ее принадлежности передавая ее в собственность муниципалитетов. При этом, право частной собственности на землю должно быть священным и неотъемлемым. Землю под жилыми домами следует передать в собственность жильцам.

Вторым важным шагом он считает облегчение порядка перевода земель из одной категории в другую. «Сейчас из-за коррупционной ренты при переводе земель стоимость строительства дорожает на 30-40%», — отметил М. Прохоров. Вокруг же мегаполисов М.Прохоров предлагает создать зону, в которой категоричность земель будет отменена – вокруг Москвы и Санкт-Петербурга она может составить сто километров, вокруг городов миллионников – 50 километров.
По мнению М.Прохорова, эти меры должны привести к резкому росту строительства, что в свою очередь позволит решить квартирный вопрос, и активнее будет развивать инфраструктуру. Резко вырастут инвестиции в аграрный сектор, а в стране появится новый массовый слой частных собственников.

В свою очередь Борис Титов назвал главной проблемой страны неэффективную экономику. «Сегодня мы вышли на грань конкурентоспособности, — считает он. – Инвестиции не идут, издержки выросли настолько, что бизнес-планы «не бьются». Налоговая нагрузка на производительный сектор экономики настолько велика, что ее увеличение приводит к снижению сбора налогов. В дальнейшие перспективы обрабатывающего сектора верится с все большим трудом». Поэтому Б. Титов считает главной задачей страны – освободить энергию предпринимательских масс. «Мы должны дать возможность бизнесу развиваться, сделать этот процесс выгодным, стимулировать его развитие», — считает Б.Титов.
В качестве главного KPI, по которому можно будет отслеживать успех проводимой экономической политики, Борис Титов назвал создание новых высокопроизводительных рабочих мест. Для этого он предложил ряд системных решений: «налоговый маневр», новую тарифную и монетарную политику, «новую индустриализацию», основанную на проектном (кластерном подходе).

Борис Титов обратил внимание на то, что социальные налоги в России в среднем в два раза выше, чем в G-20. В результате в Казахстане, с которым у нас теперь единое экономическое пространство, налоги меньше на 30%. И именно туда идут инвестиции под российский рынок. Он призвал в рамках «налогового маневра» перенести тяжесть налогообложения с налогов на процесс производства на налоги, связанные с потреблением, сделать налоговую систему стимулирующей, активнее предоставлять бизнесу налоговые каникулы при создании новых рабочих мест.
Не менее важно изменить тарифную политику, считает Б.Титов. Сейчас в США тарифы на электроэнергию ниже, чем в Туле или Волгограде, подчеркнул он.

Еще одной важной проблемой для бизнеса он назвал отсутствие длинных и дешевых денег, без которых ни одна экономика развиваться не будет. «Экономике нужны финансы. Это кровь экономики», — заявил Борис Титов. Возникающие при таком подходе инфляционные риски Б. Титов считает приемлемыми. «Десять процентов инфляции в год для развивающейся экономики – это нормально, — считает он. – Хуже, когда невозможно найти деньги на развитие».
Также Борис Титов призвал отделить процесс текущего государственного управления от управления развитием. Он напомнил, что именно такой подход был предложен «Деловой Россией» в рамках проекта «Новая индустриализация». Он предполагает создание территориально-отраслевых комплексов федерального уровня. С их помощью государство могло бы создать точки роста, а на их примере протестировать новые меры регулирования бизнеса.

По итогам докладов М. Прохорова, А. Кудрина и Б. Титова выступили политолог Игорь Бунин, экономист Ирина Ясина, председатель движения «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева.

И. Бунин высказал мысль, что сейчас бизнес в России испытывает психологический дискомфорт и все больше ориентируется на работу на глобальных рынках. Без решения этой проблемы предлагаемые реформы нереализуемы, считает он. И.Ясина назвала самым трудным решением — реформу политической системы и выборного законодательства и претворение этих реформ в жизнь. Я. Яковлева коснулась вопросов правоприменения. Она призвала бизнес-сообщество «не проморгать» момент изменения Конституции и активнее участвовать в этом процессе.
Источник: сайт Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Поделиться