Турбизнес очистят от «мелочи»

Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал депутатам принять в первом чтении поправки к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в РФ».
По задумке авторов проекта, новации, которые в нем заложены, будут способствовать защите туристов от мошенничества: деньги, которые должен будет внести оператор для вхождения в бизнес, станут гарантом выплаты неустойки клиенту в случае, если он предъявит претензии к работе компании. Компенсацию будет выплачивать уже не туроператор, а банк или страховая компания, поддержкой которых он заручится.
Банки или страховые компании предоставят турфирмам возмещение клиентских потерь от нарушения обязательств фирмы в размере 10 миллионов рублей. Турфирмы за это будут платить банкам или страховым компаниям примерно от 2 до 5 процентов стоимости гарантии.
Крупные туроператоры, в общем, рады такой новации, она позволит убрать с рынка множество мелких посреднических контор, которые только компрометируют отечественный турбизнес. Сейчас на российском рынке действует более 5000 туроператоров, что, по мнению экспертов, слишком много. Выйти на рынок очень просто, нужно только получить лицензию, которая стоит 300 долларов.
Получить финансовую гарантию или страховой полис будет гораздо труднее, банк непременно поинтересуется репутацией компании и, возможно, потребует от турфирмы имущественный залог.
В результате, по мнению членов комитета ГД, произойдет укрупнение рынка: небольшие компании не выживут, а крупные пойдут в регионы со своими условиями. У операторов есть немало опасений самого разного толка. Многие беспокоятся, что не смогут получить банковские гарантии, поскольку оборот не слишком велик. Другие переживают, что с отменой лицензий появится множество некомпетентных фирм. В связи с этим качество предоставляемых услуг резко снизится, а количество претензий со стороны туристов, соответственно, возрастет. Хотя предполагается, что новый закон позволит защитить туристов, многие сомневаются в эффективности принятых мер. Поскольку с появлением фингарантий обеспечивать качество турпродукта обязаны операторы, а ответственность по выплате неустоек перекладывается на плечи страховых компаний и банков, качество работы турагентов теперь не может гарантировать никто.
Однако не все склонны пессимистично воспринимать ситуацию. Некоторые региональные участники рынка уверены, что на их бизнесе ситуация вообще никак не отразится, поскольку там нет крупных операторов, а чтобы пересчитать средних, хватит пальцев на одной руке.
Туристов же пока больше всего волнует, повысятся ли цены на путевки в связи со вступлением в силу нового закона.
Издержкой закона может стать удорожание турпродукта. Сейчас жесткая конкуренция со стороны множества мелких фирм сдерживает рост стоимости туруслуг: средняя прибыль игроков рынка составляет от 5 до 20 процентов.
Некоторые аналитики прогнозируют возможное повышение цен примерно на 20 процентов, поскольку сумма возможных рисков будет учитываться в стоимости турпродукта. Компании, напротив, уверяют, что клиентам не придется платить за подобные нововведения: ежегодная сумма комиссии, которую нужно будет платить банкам или страховщикам, не столь велика, чтобы повлиять на стоимость путевок.
По мнению главы Федерального агентства по туризму Владимира Стржалковского, поправки в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» не слишком отяготят турбизнес. По его данным, в случае если сумма, необходимая туроператорам для финансового страхования путевок, по новому закону составит 10 млн. рублей, то нагрузка на оборот для туристического бизнеса составит 0,3 процента. Стржалковский вычислил ее, исходя из того, что при банковской комиссии от 0,3 процента до 4 процентов годовая сумма затрат по этим процентам будет колебаться от 30 до 400 тысяч рублей, то есть около 1,2 тысячи долларов.
По словам главы Ростуризма, из учета того, что ежемесячный оборот туроператора составляет около 400 тысяч долларов, нагрузка на оборотные средства туристического бизнеса будет около 0,3 процента.
Однако законопроект вызывает вопросы, и не только у операторов, но и у агентов, непосредственно продающих путевки и выступающих посредниками между операторами и туристами. Многие боятся потерять свободу из-за того, что операторы путем введения депозитов захотят привязать агентов к себе, что опять же отразится на качестве предоставляемых услуг. Кроме того, далеко не каждый туроператор сможет предоставить такое количество маршрутов, которое турагент будет готов продать. Агенты согласны, что должен быть продуман механизм фильтрования, но и не готовы лишиться свободы выбора туроператора.

Поделиться