29 сентября 2017

Тарифы на “шашки”: как изменятся цены на такси после слияния “Яндекс” и Uber

Заявление главы ФАС Игоря Артемьева, что антимонопольная служба положительно относится к сделке между компаниями “Яндекс” и Uber по объединению сервисов такси и одобрит ее, вызывает вопросы. Об этом ФБА “Экономика сегодня” рассказал председатель общественного движения Taxi 2018 Станислав Швагерус.

“Пристальное внимание антимонопольщиков к слиянию “Яндекса” и Uber‍ не совсем понятно на фоне другой сделки, которую ФАС весной этого года вообще предпочли не заметить. Тогда произошло слияние RuTaxi (владелец брендов “Везёт” и “Лидер”) с Fasten (бренды “Такси Сатурн” и RedTaxi). Ведь совместная доля этих брендов на российском рынке в несколько раз превышает ту, что получит в итоге объединения “Яндекса” и Uber единая компания.

Весенняя сделка по слиянию этих крупных игроков практически не оказала влияния на рынок – мало что изменилось как в плане конкуренции, так и для пользователей такси. Вероятнее всего, объединение “Яндекса” и Uber даст точно такой же “нулевой” эффект в плане ценовых всплесков или провалов. Однако укрупнение игроков на российском рынке становится тенденцией и дает большие перспективы к развитию”, – отмечает эксперт….

Сегодня руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев сообщил, что сделку по слиянию агрегаторов такси “Яндекс” и Uber ведомство, вероятно, одобрит – служба относится к ней положительно. “В принципе она будет одобрена, но, в каком виде, нужно смотреть”, – сказал он, добавив, что возможное предписание будет касаться только особенностей прозрачности рынка, раскрытия информации и вопросов безопасности потребителя.

“Если говорить о ценовых изменениях на рынке, то в ближайшей перспективе они будут, но их причиной станет не укрупнение игроков, а объективные причины. Уже сейчас цены на проезд у агрегаторов ниже себестоимости, то есть убыточны в принципе и субсидируются самими агрегаторами. Понятно, что долго так продолжаться не может – постепенно будут вырабатываться новые правила игры.

Сделки по слиянию “Яндекса” и Uber рядовой клиент вообще не заметит – компании даже не станут перекрашивать машины, так как собственных авто для перевозки пассажиров у них просто нет”, – подчеркивает специалист.

Агрегаторы сменят статус

В середине июля “Яндекс” и Uber договорились объединить в одну компанию свои онлайн-сервисы такси в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Согласно сделке, Uber и “Яндекс” инвестируют в новую компанию 225 миллионов и 100 миллионов долларов соответственно. Создаваемую компанию стороны оценивают в 3,725 миллиарда долларов. После закрытия сделки 59,3% компании будут принадлежать “Яндексу”, 36,6% — Uber, а 4,1% — сотрудникам….

ФАС получила ходатайство об объединении бизнесов онлайн-такси в России 18 августа, а 19 сентября сообщила о продлении срока рассмотрения сделки до середины ноября. Изначально Артемьев заявлял, что сделка может создать угрозу для конкуренции на рынке онлайн-агрегаторов такси. Но позже было объявлено: доли объединяющихся игроков не являются раздражающими, поскольку на этом рынке в России работает десяток компаний.

“Процесс укрупнения игроков на рынке такси в стране будет продолжаться – это веяние времени. Еще 10 лет назад по московскому региону работали 500 диспетчерских служб, круглосуточно “сидевших на телефоне”. Сейчас их заменил десяток компаний-агрегаторов, три из которых имеют преимущественные доли на рынке РФ.

При этом приложение для вызова такси – не венец эволюции транспортных услуг, а лишь ее промежуточный этап. Укрупняющиеся компании превратятся в инфраструктурные информационные центры, которые со временем охватят не только такси, но и другие виды транспорта и услуг. Напомню, не так давно президент Владимир Путин говорил, что нынешний убыточный общественный транспорт в России – пережиток советского прошлого. Инфраструктурные центры в перспективе станут мощными базами по управлению транспортным сервисом в стране”, – заключает Станислав Швагерус….
Источник: https://rueconomics.ru/