2 октября 2017

Сбербанк заблокировал личный счет клиента, требуя объяснить происхождение средств

Сбербанк заблокировал личный счет жителя Москвы Александра Томченко, потребовав от него документально подтвердить источник происхождения средств и экономический смысл операций по банковской карте за последние три месяца.

Сбербанк начал блокировать личные счета физических лиц и требовать объяснить происхождение средств, сообщил директор интернет-агентства Idealpromo Александр Томченко.

Как рассказал мужчина в соцсети, Сбербанк потребовал от него в безальтернативной форме в письменном виде пояснить все транзакции за последние три месяца.

Оператор колл-центра предложил направить свой вопрос в почту, приложив номер карты, и все паспортные данные. На вопрос о ФЗ „обработка и хранение перс данных“ при таком способе общения, она ответила: „Ну, не отправляйте. Приезжайте в банк и узнавайте все так“. Или предложила мне отправить обращение через личный кабинет, доступ в который они предварительно заблокировали» –

написал Томченко на своей странице в Facebook.

В доказательство своих слов он разместил скриншот СМС-сообщений от Сбербанка. По словам автора поста, речь идет именно о личной карте, а не счете индивидуального предпринимателя.

В пресс-службе Сбербанка уже дали комментарий по данному факту.

С клиентом сейчас вопрос будем решать индивидуально. Банк не блокирует счета клиентов, но может ограничить дистанционное обслуживание счета или отказать в совершении операции, если экономический смысл операции неясен. Банки обязаны проводить анализ операций, совершаемых клиентами, по критериям, которые устанавливаются Банком России. Информация об отказах аккумулируется регулятором в едином списке и доводится до сведения всех кредитных организаций, и эта информация может приниматься и другими банками во внимание при оценке деятельности клиента по счёту. В этой связи мы рекомендуем клиентам сотрудничать с банком по возникающим вопросам и возвращаться с пояснениями и документами в банк. При открытии счета клиенты дают согласие банку на работу с их персональными данными. Сведения по запросу банка предоставляются в банк (в данном случае на адрес электронной почты Сбербанка), поэтому работа с персональными данными клиентов осуществляется работниками банка в штатном режиме», –

говорится в сообщении пресс-службы Юго-Западного банка ПАО Сбербанк.

Как пояснил представитель одного из крупнейших российских коммерческих банков на условиях анонимности в интервьюURA.RU, речь идет об «обычной банковской практике».

Это вовсе не новация Сбербанка — так поступают все без исключения участники рынка. Все они руководствуются федеральным законом. Как правило, дыма без огня не бывает — нарушения подтверждаются в 99% случаев», –

цитирует издание собеседника.

По его словам, в истории, которая произошла с Александром Томченко, сотрудникам банка, вероятно, «не понравились контрагенты».

Наверное, они показались чересчур подозрительными», —

предположил источник.

Между тем, в Сети интернет-пользователи уже делятся похожими историями, когда финансовое учреждение требовало объяснить происхождение средств на личном счету, заблокировав карту.

Меня тоже блокировали по ФЗ 115, я просто пошел и попросил перевыпустить карту. Документы не носил. Сделали новую карту и прошлая блокированная осталась в прошлом»,

поделился опытом Ришат Шигапов.

Достоверно знаю ещё как минимум об одной похожей истории. Наверное это станет скоро обыденным явлением, что печально, потому что ФЗ-115 даёт множество возможностей для субъективных решений относительно клиентских операций», —

пишет Виктор Насочевский.

Справка “День Онлайн”: федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ» называется «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Как объясняют юристы, если гражданину несколько раз в месяц приходят платежи от различных лиц, банк может потребовать объяснения и на время заблокировать карту. Особые подозрения возникают в том случае, если клиент безработный, студент или же пенсионер.

Как уточняется в документе, обязательному контролю подлежат операции с деньгами или другим имуществом на сумму от 600 тысяч рублей и выше. Однако проверять необходимо не все такие операции, а лишь вызывающие подозрение. К таковым закон относит, в частности, действия с наличными: покупку-продажу валюты, ценных бумаг, внесение средств в уставный капитал организации, обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого, получение денег по чеку нерезидента.

Источник: http://dayonline.ru/society/article/