25 июня 2015

С 1 июля 2015 года доля малого и среднего бизнеса в совокупном объеме закупок госкомпаний должна быть не менее 18%. Это определено постановлением правительства РФ от 11 декабря прошлого года.

В утвержденном в начале этого года распоряжением Правительства России плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году среди ключевых направлений действий на первых местах стоят поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров и содействие развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) за счет снижения финансовых и административных издержек.
Про бумаги и овраги
План мероприятий (дорожная карта) “Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием”, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2013 года, предписывает госмонополиям разработать партнерские программы с малыми и средними предприятиями, предусматривающие прозрачные критерии аккредитации МСП в качестве поставщиков и подрядчиков.Дорожной картой также определены требования к содержанию годового отчета компании о закупках у субъектов МСП, особенности проведения процедур закупок, размер и способы обеспечения участия в закупках и исполнения договоров, максимальные сроки заключения договоров и оплаты выполненных обязательств, особенности участия субъектов МСП в закупках в качестве субподрядчиков.
Предлагаемое малым бизнесом инновационное решение должно быть готово для использования и внедрения.
Все знают поговорку “Гладко было на бумаге, да забыли про овраги”. В нашем случае она не совсем верна. Потому как овраги начинаются еще с бумаг. К примеру, сегодня в законодательстве отсутствует такое понятие, как “инновационная продукция”, в связи с чем компании столкнулись с неопределенностью при внедрении инновационных решений в свою деятельность. Сегодня оно инновационное. А завтра? А через год? Но и это не все. Например, еще предстоит определить критерий “стоимость жизненного цикла товара или объекта”. Активную работу в этом направлении ведет минэкономразвития России, разрабатывая положение о порядке и правилах внедрения инновационных решений в деятельность госкомпаний. Но сроки объективно поджимают.
Три кита конкуренции
Несомненно, “Транснефть” заинтересована в приобретении и эффективном внедрении новых технологий, оборудования, материалов, которые позволяют снизить затраты, повысить производительность труда, надежность и безопасность производственных процессов. Если же говорить о закупочной деятельности компании среди субъектов МСП, то на одно из первых мест выходит проблема создания между ними конкурентной среды. Держится она на трех китах: это совещательный орган, система одного окна и программа партнерства. Все они довольно органично дополняют друг друга и так или иначе направлены на повышение прозрачности закупочных процедур, снятие информационных барьеров, формирование устойчивых партнерских отношений. Все эти элементы в “Транснефти” созданы.Совещательный орган при компании отвечает за общественный аудит эффективности проводимых закупок.
Основные его цели – повышение эффективности использования передовых технологических решений при закупках, обеспечение публичности закупок, создание равных условий для обеспечения конкуренции среди участников.В совещательный орган вошли представители МСП, Союза потребителей РФ, региональных администраций, экспертных органов Торгово-промышленной палаты, Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина и иных организаций. Введение в компании общественного аудита позволит создать широкую сеть надежных, квалифицированных и ответственных поставщиков продукции из числа субъектов МСП.Еще одна важная функция совещательного органа – это обеспечение обратной связи. “Транснефть” и предприниматели получат доступ на такие площадки, как Общественная палата РФ, Торгово-промышленная палата, могут донести свое видение ситуации на уровень не только компаний или, например, региональных администраций, но и представителей территориальных подразделений минэкономразвития, минэнерго, ФАС России. Что касается системы одного окна, то она в первую очередь обеспечивает эффективное взаимодействие с субъектами МСП по вопросам приема и рассмотрения предложений о внедрении инновационных решений. В компании организованы мероприятия, предусматривающие обращение заявителей с предложениями, составленными по единой форме, в определенную указанным положением экспертную организацию – “НИИ Транснефть”.При этом субъектам МСП необходимо учитывать, что предлагаемое ими инновационное решение должно быть готово для использования и внедрения. Предложения, требующие доработки, в системе одного окна не рассматриваются. Положение о порядке и правилах внедрения инновационных решений размещено на официальном сайте ОАО “АК “Транснефть”. Контроль эффективности работы одного окна осуществляется совещательным органом при соблюдении принципа информационной открытости.
Добро пожаловать в партнеры
Программа партнерства предполагает активное вовлечение в инновационные разработки представителей МСП. “Транснефть” будет осуществлять организационную поддержку, включая проведение совместных конференций и информационных семинаров, организацию обучения специалистов, распространение информации о номенклатуре текущих и перспективных технологических потребностей, планируемых объемах закупок на краткосрочный и долгосрочный периоды.Комплекс этих мер взаимодействия компании с представителями МСП повысит возможность использования передовых технологических решений, позволит сократить административные, финансовые и информационные барьеры при закупках компании.Важно отметить, что программа партнерства – это улица с двусторонним движением. Сокращены, упрощены и четко определены сроки процедур. Увеличена до 20% доля лотов на закупку инновационной продукции. И главное – снижены до 10% требования к обеспечению договора. При этом обязательный авансовый платеж со стороны “Транснефти” составляет не менее 30%. Это в условиях дефицита и дорогих финансовых ресурсов беспрецедентный шаг навстречу малому и среднему бизнесу.
“Российская газета” – Спецвыпуск “Транспорт нефти” №6705

Add Comment