7 августа 2018

Рекомендации бухгалтерам по противодействию легализации доходов

Росфинмониторинг разработал рекомендации лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, для исполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, – это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

К целям деятельности по легализации преступных доходов можно отнести, в частности, сокрытие источника доходов, создание видимости законности получения таких доходов, уклонение от уплаты налогов.

Деятельность, связанная с отмыванием денежных средств, регулируется нормативными актами. Один из них – Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Рассмотрим подробнее.

О правилах внутреннего контроля

Принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента:

– сделки с недвижимым имуществом; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

– управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

– привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

– куплю-продажу организаций.

В соответствии с требованиями статьи 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ данные лица должны разработать правила внутреннего контроля.

При разработке правил внутреннего контроля рекомендуют руководствоваться постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 года № 667.

За реализацию правил внутреннего контроля нужно назначить специальное должностное лицо. Они проходят специальное обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

При этом должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.

В соответствии с правилами внутреннего контроля необходимо документально фиксировать информацию, полученную в результате их реализации, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

– запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

– несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

– выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

– иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При выявлении подозрительных операций нужно руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, установленными приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 года № 103.

Идентификация клиента

Необходимой мерой противодействия легализации преступных доходов является идентификация клиента (лицо, находящееся на обслуживании).

Зафиксировать нужно, в частности, следующие сведения:

 для физического лица:

 — Ф.И.О. (отчество при наличии);

 — гражданство;

— дату рождения;

— реквизиты документа, удостоверяющего личность;

— данные миграционной карты;

— данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в России;

— адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;

 — ИНН (при наличии);

для юридического лица:

 — наименование;

 — организационно-правовую форму;

— ИНН или код иностранной организации;

— ОГРН и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано;

для иностранной структуры без образования юридического лица:

 — наименование;

 

— регистрационный номер (при наличии), присвоенный иностранной структуре без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации);

— код (коды) в качестве налогоплательщика (или их аналоги);

— место ведения основной деятельности;

— состав имущества, находящегося в управлении (собственности);

— фамилию, имя, отчество и адрес места жительства (места нахождения) учредителей и доверительного собственника (управляющего).

Хранение документов

Хранить документы нужно в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом. К таким документам также относятся:

документы, содержащие сведения о клиенте организации, представителе клиента, выгодоприобретателе;

документы, касающиеся операций (сделок), сведения о которых представлялись в Федеральную службу по финансовому мониторингу, и сообщений о таких операциях (сделках);

документы, касающиеся операций, подлежащих документальному фиксированию в соответствии с законодательством;

документы по операциям, по которым составлялись внутренние сообщения;

результаты изучения оснований и целей выявленных необычных операций (сделок);

документы, относящиеся к деятельности клиента (в объеме, определяемом организацией), в том числе деловой переписки и иных документов по усмотрению организации;

иные документы, полученные в результате применения правил внутреннего контроля.

Хранение информации и документов в организации обеспечивается таким образом, что они могут быть своевременно доступны Росфинмониторингу, а также иным органам власти в соответствии с их компетенцией.

Формализованные электронные сообщения

Кроме того, в Росфинмониторинг нужно предоставлять информацию о подозрительных операциях в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС).

Порядок предоставления информации о подозрительных операциях установлен постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. № 82 и приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 года № 110.

Подготовка ФЭС осуществляется с помощью интерактивных форм, размещенных в Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” по адресу: www.fedsfm.ru.

Порядок подключения к Личному кабинету изложен в информационном сообщении Росфинмониторинга от 26 января 2018 года «О необходимости подключения лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг к личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу». Обратите внимание, что доступ к перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму осуществляется только через Личные кабинеты (постановление Правительства РФ от 6 августа 2015 г. № 804).

Также чиновники рекомендуют лицам, оказывающим бухгалтерские услуги, участвовать в добровольном сотрудничестве путем заполнения опросных листов, анкет в Личных кабинетах.

Источник: http://www.buhgalteria.ru/article/n165811