Курская региональная общественная организация
«Союз предпринимателей»
 г. Курск, ул. Радищева, д. 24, 3 этаж
 +7 (4712) 70-15-34
Курская региональная общественная организация
«Союз предпринимателей»

Провокация правоохранительных органов

 

Допустима ли Провокация правоохранительных органов?

Под провокацией в общепринятом смысле понимают совершение действий с целью вызвать ответные действия провоцируемого и тем самым искусственно создать неблагоприятные обстоятельства или последствия для провоцируемого.

В Российской Федерации правоохранительные органы уполномочены осуществлять деятельность по охране и законности, защите прав и свобод человека. Обязанностью правоохранительных органов является раскрытие совершенных правонарушений (преступлений) и предупреждение готовящихся противоправных действий.

Таким образом, деятельность правоохранительных органов не должна иметь ничего общего с провокацией, в частности с созданием условий для совершения противоправных действий.

Наиболее близкая грань между провокацией и законной деятельностью правоохранительных органов проходит при осуществлении последними оперативно-розыскных мероприятий «проверочная закупка», «контролируемая поставка» и «оперативный эксперимент».

Вместе с тем, согласно Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» задачами оперативно-розыскной деятельности являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, установление лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации.

При этом, Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ не допускает осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения иных целей и задач, а статья 5 Закона запрещает органам и должностным лицам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация).

Критерии разграничения правомерной оперативно-розыскной деятельности от провокации также нашли свое отражение в правовых позициях Верховного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека.

Так, Европейский Суд по правам человека в своем постановлении от 4 ноября 2010 г. Дело «Банникова против России» указал: «Полицейская провокация случается тогда, когда задействованные должностные лица, являющиеся или сотрудниками органов безопасности, или лицами, действующими по их указанию, не ограничивают свои действия только расследованием уголовного дела по существу неявным способом, а воздействуют на субъект с целью спровоцировать его на совершение преступления, которое в противном случае не было бы совершено, с тем чтобы сделать возможным выявление преступления, то есть получить доказательства и возбудить уголовное дело».

Провокация правоохранительных органов с использованием несовершеннолетних, опыт адвокатов Коллегии по защите от провокации правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.14.16 КоАП.

Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции запрещена Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Ответственность за нарушение указанного закона предусмотрена ч.2.1 ст.14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа для граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; для юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Исходя из правоприменительной практики, к сожалению зачастую, правоохранительные органы не утруждают себя выявлением действительных фактов реализации алкогольной продукции несовершеннолетним, а сами создают условия для совершения таких правонарушений – направляют выглядящих не по годам взросло несовершеннолетних детей в магазин за покупкой спиртного, наблюдая в этот момент за совершением административного правонарушения и фиксируя его обстоятельства.

При этом, продавец магазина не имеет криминального прошлого, в отношении него не возбуждалось ни уголовное дело ни дело об административном правонарушении. В действительности продавец вообще не был известен правоохранительным органам как правонарушитель, в отношении него не проводилось проверки, а правоохранительные органы вступили с ним в контакт только при посредничестве привлеченного ими же несовершеннолетнего лица.

Более того, свои действия по направлению несовершеннолетних за приобретением алкоголя сотрудники правоохранительных органов оставляют в тайне, придумывая легенду «дескать патрулировали территорию, обнаружили несовершеннолетнего с алкоголем, выяснили у него где купил…».

В данном случае доказать провокационную природу действий сотрудников правоохранительных органов бывает очень сложно и представляется возможным только путем принятия мер сразу после совершения такой провокации с привлечением квалифицированных юристов.

В тоже время, сотрудники правоохранительных органов уже подготовлены к доводам защиты, так как заранее знали где, когда, в отношении кого и кем будет совершено «правонарушение», а с учетом опыта «выявления» таких «правонарушений» им известны все возможные слабые места их «доказательственной» базы, поэтому содержание протокола об административном правонарушении будет «подогнано» под «нужное», для четкого определения виновности продавца в совершении административного правонарушения, а продавец магазина скорее всего даже не успеет опомниться как сотрудники полиции быстро и уверенно проведут необходимые действия, составят протокол об административном правонарушении и покажут где нужно расписаться.

В рассматриваемом случае на юристов, осуществляющих защиту от уже совершенной провокации правоохранительных органов, ляжет задача доказывать преднамеренное использование при осуществлении проверки несовершеннолетнего лица, инициирование покупки им алкогольной продукции и, соответственно, применение проверяющими недозволенных методов проверки и тем самым совершения провокации.

Источник: http://ternovtsov.ru/2017/08/07/provokatsiya-pravoohranitelnyh-organov/