31 июля 2018

Проверки работодателей без взаимодействия с ними

Минтруд России представил проект ведомственного акта о заданиях на проведение проверочных мероприятий без взаимодействия с проверяемыми организациями и предпринимателями. Эти “заочные” проверки, как предполагается, Роструд будет проводить в рамках надзора за соблюдением работодателями норм трудового законодательства.

Напомним, что сама идея таких “заочных” проверок предусмотрена действующим законодательством и по своей сути предполагает обозрение большого массива поднадзорных объектов (данных) – “на всякий случай”, когда еще неизвестно ни о каких нарушениях, и тем более, нарушителях (п. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“, далее – Закон № 294-ФЗ). Эти мероприятия, по мнению Минэкономразвития России, не могут быть направлены на осуществление контроля в отношении заведомо определенных лиц или круга лиц.

Более того, перечень обозначенных мероприятий закрыт, и к ним относятся:

  • рейдовые осмотры/обследования территорий, акваторий, транспортных средств, земельных участков,
  • измерение параметров (окружающей среды, сетей или объектов ресурсоснабжения),
  • наблюдение за соблюдением требований при анализе доступной надзорному органу информации (реклама, СМИ, различные ФГИС и просто сведения из сети Интернет).

Любые остальные виды и формы мероприятий, даже теоретически, могут быть введены только федеральным законодателем (подп. 8 п. 1 ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ).

Таким образом, сама идея проведения Рострудом контрольных мероприятий без взаимодействия с работодателями – учитывая, что кадровый документооборот скрыт от посторонних глаз, – представляется небесспорной с точки зрения соответствия законодательству. Полагаем, что такие проверки станут целесообразными лишь после обязательной и тотальной цифровизации кадрового документооборота.

При этом проект не уточняет, какие именно мероприятия (из закрытого и определенного законом перечня) будут проводиться при осуществлении надзора за соблюдением трудового законодательства.

Более того, проект предполагает, что в заданиях на проведение этих мероприятий должны быть указаны наименование проверяемого лица (с указанием ОГРН, ИНН). То есть это, по сути, проверка в отношении конкретного лица, о которой он и не догадывается.

Наконец, согласно проекту, задания на проведение мероприятий оформляются на основании поступивших в Роструд сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения законодательства. Между тем, п. 6 ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ предполагает, что подобная информация должна добываться именно во время “заочных” проверок и быть как раз их итогом. Более того, в зависимости от тяжести таких нарушений Роструд, по идее, должен либо выдать предостережение о недопустимости нарушения, либо уж назначить полноценную внеплановую проверку.

Отметим также, что ранее Минэкономразвития России уже выступал с критикой проектов ведомственных актов с аналогичными несостыковками по следующим мотивам:

  • необоснованное расширение предмета проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
  • возможность приведения к избирательному правоприменению и злоупотреблению со стороны контролирующего органа;
  • избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской деятельности, а также необоснованные расходы как субъектов предпринимательской деятельности, так и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Источник: http://www.garant.ru/news/1206692/