Проверка пожарной безопасности или как не «сгореть» на контроле

Как показывает практика, не все предприниматели даже просто знают о том, что их могут проверить на предмет соблюдения правил противопожарной безопасности. В статье мы расскажем о правильном ведении бизнеса, с точки зрения «пожарных» рисков.

Когда и кто проверяет

Проконтролировать организацию на предмет того, как она соблюдает правила пожарной безопасности, служба государственного пожарного надзора (ГПН) имеет право не чаще, чем один раз в три года.

С точки зрения практики предпринимательской деятельности, у бизнесмена есть де-факто два возможных пути:

· ждать государственного контроля со стороны ГПН (что чревато, как правило, дополнительными рисками и значительными штрафными санкциями);

· обратиться к профильным независимым экспертным организациям, «постановка на учет» у которых освобождает от противопожарных проверок.

Подробнее стоит остановиться именно на втором способе обеспечения «пожарного спокойствия».

Пожарный аудит: кому и зачем

Прежде всего, необходимо понимать, что возможность проводить пожарный аудит на добровольной основе была введена по двум главным причинам:

· во-первых, увеличение доли частной собственности на рынке недвижимости;

· во-вторых, четкая тенденция к снятию излишней контрольно-бюрократической нагрузки на малый и средний бизнес.

Совет из практики: помимо освобождения на трехлетний период от государственного пожарного надзора, проведение пожарного аудита очень полезно для целей страхования имущества. Результаты соответствующего заключения можно смело предоставлять в страховые компании.

Пожарный надзор в отношении объектов, на которых используются соответствующие инструменты, на практике сводится к минимально возможным значениям. Сами же проверки становятся сугубо документарными или не проводятся вовсе.

Так, планирование проверок осуществляется, в частности, на основании следующих мероприятий, приведенных в пункте 31 приказа МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375:

· анализа обстановки с пожарами;

· информации о проведении независимой оценки пожарного риска (НОР) с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Альтернативная проверка пожарной безопасности

Если в орган государственного пожарного надзора (ГПН) до утверждения ежегодного плана проверок поступит заключение НОР, то проверки, как уже упоминалось, не проводятся в отношении соответствующего объекта в течение трех лет с момента поступления такого заключения.

Обратите внимание: непринятие заключения, которое поступило на стадии планирования проверок – это прямое нарушение Административного регламента МЧС России, утвержденного приказом от 28 июня 2012 г. № 375. Ведомство указывало на это в своем письме от 9 августа 2013 г. № 19-3-1-3329.

Аудит пожарной безопасности носит сугубо добровольный характер для хозяйствующих субъектов. Так, предприниматели могут с помощью независимой экспертной организации или самостоятельно провести декларирование пожарной безопасности на объекте и нести за ее выполнение соответствующую ответственность.

Одновременно государство стимулирует бизнес проводить инициативный пожарный аудит. В частности, оно не препятствует включению затрат на его проведение в составе расходов при расчете налогооблагаемой базы.

Таким образом, пожарный аудит:

· освобождает от проверок органами государственного пожарного надзора (ГПН);

· существенно снижает стоимость мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

· позволяет получить заключение, которое можно использовать и в «непрофильных» целях – например, для предстраховой экспертизы, оформления залога или ипотеки недвижимого имущества;

· дает менеджменту предприятия объективную информацию об уровне противопожарной безопасности на предприятии.

Как правильно выбрать аудитора?

Для этого надо просто надо соблюдать следующие нехитрые правила:

· во-первых, у организации, которая проводит НОР, обязательно должна быть аккредитация МЧС России на проведение пожарного аудита;

· во-вторых, компетентность экспертов по противопожарной безопасности должна быть подтверждена (например, сторонней общественной организацией или профильной саморегулируемой организацией – СРО).

Имейте в виду: число аккредитованных организаций в нашей стране, которые занимаются сейчас пожарным аудитом, уже приближается к 1 тысяче штук. А количество компаний пользующихся их услугами перевалило за 20 тысяч.

Считаем деньги

В рассматриваемой ситуации, с одной стороны, очевидно, что затраты на пожарного аудитора – это дополнительные расходыдля любой компании. С другой – если государственная проверка обнаружит какие-то нарушения, допущенные в организации на предприятии пожарной безопасности, то это может грозить компании-нарушителю:

· кругленькой суммой штрафа, величиной до 1 млн. руб.;

· административным приостановлением деятельности предприятия, сроком на 90 суток.

А так как организовывать пожарную безопасность придется в любом случае, то хозяйствующему субъекту, в любом случае, потребуются профильные специалисты. Их содержание тоже обойдется недешево.

Совет из практики: средняя стоимость проведения пожарного аудита на предприятиях малого и среднего бизнеса составляет сейчас примерно 150 тыс. руб. Последующий надзор эксперта обойдется еще приблизительно в 10 тыс. руб. в мес.

В конечном итоге, управленческое решение зависит от конкретных условий, в которых осуществляет деятельность предприятие, от установившихся подходов менеджмента организации, которые в совокупности и определяют экономическую целесообразность заказа пожарного аудита.

Резюме:

1. Проверка соблюдения правил противопожарной безопасности может проводиться службой государственного пожарного надзора не чаще, чем один раз в три года.
2. Предприятие может самостоятельно организовать противопожарную безопасность, система которой будет проконтролирована государством или провести независимый пожарный аудит.
3. Помимо освобождения на трехлетний период от государственного пожарного надзора, проведение пожарного аудита очень полезно для целей страхования имущества.
4. Если в орган государственного пожарного надзора до утверждения ежегодного плана проверок поступит заключение НОР, то проверки, как уже упоминалось, не проводятся в отношении соответствующего объекта в течение трех лет с момента поступления такого заключения.
5. Непринятие заключения, которое поступило на стадии планирования проверок – это прямое нарушение Административного регламента МЧС России.
6. Затраты на проведение пожарного аудита можно включить в состав расходов при расчете налогооблагаемой базы.
7. Пожарный аудитор обязательно должен иметь аккредитацию МЧС России, а компетентность специалистов подобной организации должна быть подтверждена.
8. Привлечение пожарного аудитора – это дополнительные расходы компании. Средняя стоимость проведения пожарного аудита на предприятиях малого и среднего бизнеса составляет сейчас примерно 150 тыс. руб.
9. Проведение независимого пожарного аудита нивелирует значительную часть GR-рисков компании-заказчика.

Источник consultantpuls.ru