Просьба бизнеса снизить НДС была услышана

Просьба бизнеса снизить НДС с 18 до 10%, которую члены РСПП высказали на втрече с президентом, была услышана. Правительство рассмотрит возможность снизить налог, пообещал во вторник Михаил Фрадков. Это будет эффектным пиар-ходом накануне выборов, признают эксперты, но вряд ли экономически оправданным.
Вопрос о снижении ставки налога на добавленную стоимость (НДС) вновь поднят на самом высоком уровне. Во вторник тему обсудила правительственная комиссия по бюджетным проектировкам. Премьер-министр Михаил Фрадков поручил министерствам и ведомствам проработать этот вопрос, чтобы уже в марте рассмотреть его на заседании правительства.
О давней идее снизить НДС предприниматели напомнили президенту неделю назад.
«РСПП будет настойчиво требовать от правительства снижения НДС до более низкой планки: не до 13%, как это предлагалось два года назад, а до 10%», – сказал на встрече Владимира Путина с бизнес-элитой глава РСПП Александр Шохин.
Сейчас ставка составляет 18%.
Снизить НДС до 13% с 2008 года предложил еще в 2005 году Михаил Фрадков. Таким образом он намеревался стимулировать развитие российской экономики, а также вывести бизнес «из тени». Однако министр финансов Алексей Кудрин воспротивился понижению одного из бюджетообразующих налогов почти на треть. В 2006 году НДС обеспечил 30,8% доходов бюджета. Аппарат президента, в свою очередь, выступил с предложением заменить НДС налогом с продаж в размере 10%. Но Минфин и это предложение воспринял в штыки. Такая замена «нереалистична» и даже опасна, объяснял замминистра финансов Сергей Шаталов. В итоге Минфин настоял на своем, заручившись поддержкой бизнеса: он уговорил предпринимателей не добиваться снижения НДС, пообещав взамен ввести упрощенный порядок его возврата по капитальным вложениям и экспортным операциям.
Минфин считает, что обещания выполнил. В 2006 году поступления в бюджет от НДС увеличились всего на 2,4% по сравнению с прошлым годом, а объем возврата вырос на 30%. Но, похоже, бизнес особых изменений не почувствовал.
«Проблема налогового администрирования была для нас приоритетной. Однако это не означает, что ее решение оказалось достаточным для стимулирования развития промышленности, – говорит замглавы комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков. – Предложения о снижении ставки НДС – это отчасти результат того, что проблему обеспечения законных прав налогоплательщиков, связанных с возмещением НДС, пока решить невозможно».
О том, что возврат НДС проще не стал, глава РСПП Александр Шохин сообщил и президенту. «Сегодня 100% возврата НДС идет через суды», – объяснил он. В РСПП считают, что уменьшенная ставка сократит издержки предпринимателей от невозмещения НДС налоговыми органами, а заодно поддержит отрасли, конкурирующие с зарубежными производителями.
Полностью поддерживаю идею снижения, – заявила и член правления организации малого бизнеса «ОПОРА РОССИИ» Дина Крылова. – Наш российский НДС – это тяжкое бремя для бизнеса.
В условиях России он себя не оправдывает. Если посчитать, сколько остается в бюджете от поступившего НДС после возмещения включая лжеплательщиков, то эти суммы смехотворны по сравнению с тормозящим влиянием этого налога на экономику.
Однако эксперты считают, что мера будет скорее эффектной как пиар-ход накануне предвыборной кампании, нежели эффективной. «По классической теории снижение НДС стимулирует экономическую деятельность, подхлестывая спрос, – объясняет заместитель генерального директора ООО «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. –Наша экономика на 15–20% находится «в тени», это колоссальный оборот, порядка 200 млрд долларов. Этот бизнес предпочтет не платить вовсе, чем платить 10%». Если не будет жесточайшего административного давления, ни о какой собираемости НДС речи быть не может, убежден Микаелян. В бюджете появятся дыры, соглашаются эксперты с Кудриным.
Снижение НДС в течение одного-двух лет вряд ли приведет к сильному росту экономики, который сможет закрыть эту брешь, говорит генеральный директор Экономической экспертной группы Александр Андряков. «Мне эта мера не нравится хотя бы потому, что целей своих они не достигнут», – категоричен директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
«Риски, заложенные в этом вопросе, перевесят, и снижения не будет, – полагает Микаелян. – Все-таки предвыборная кампания – недостаточное основание для снижения НДС почти в два раза».
ИА «Альянс Медиа» по материалам «Газеты.Ру»

Поделиться