Курская региональная общественная организация
«Союз предпринимателей»
 г. Курск, ул. Радищева, д. 24, 3 этаж
 +7 (4712) 70-15-34
Курская региональная общественная организация
«Союз предпринимателей»

Пиво на ночь употребят против санкций

Минпромторг готов помочь Олегу Дерипаске льготами для алюминиевых банок.

 

Минпромторг, которому уже пришлось смягчить задуманные серьезные преференции для структур Олега Дерипаски в автопроме, не оставляет попыток помочь ему радикальными мерами. На этот раз инициатива чиновников благоприятна не только для структур бизнесмена, но и для его контрагентов, зато идет вразрез с госполитикой в области здорового образа жизни. Минпромторг предлагает снять запрет на продажу пива в алюминиевой банке в нестационарной рознице и ночью. Пивовары предсказуемо поддерживают идею, но против выступает ФАС, где говорят об ущемлении интересов производителей других видов тары. При этом бизнес Олега Дерипаски если и выиграет, то немного и косвенно.

В распоряжении газеты «Коммерсант» оказался законопроект Минпромторга с поправками к 171-ФЗ «О госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции». Документ предлагает снять ограничения на розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в алюминиевой банке, произведенной в ЕАЭС, в нестационарных торговых объектах (киосках, ларьках и т. д.). Также законопроект отменяет запрет на торговлю такой продукцией ночью.

Свои предложения Минпромторг разработал как часть комплекса мер для поддержки алюминиевой промышленности, указано в пояснительной записке к законопроекту: «Из-за экономических санкций, введенных третьими странами, российские производители алюминиевой продукции столкнулись с серьезным сокращением спроса». Управление контроля зарубежных активов Минфина США 6 апреля внесло Олега Дерипаску и единственного в России производителя алюминия «Русал» в SDN-список, запрещающий бизнес с резидентами США и доступ к финансовой системе страны. В Минпромторге считают, что реализация норм законопроекта будет способствовать развитию пивоваренной отрасли, снижению потребления крепкого алкоголя и его суррогатов, росту доходов бюджетов всех уровней.

В Минпромторге и «Русале» не ответили на запрос. Зато об инициативе министерства знает глава контрольно-финансового управления ФАС Владимир Мишеловин. Предложения обсуждались на прошлой неделе с представителями заинтересованных отраслей, сообщили два источника, близкие к участникам встречи.

Это не первая попытка министерства поддержать «Русал» и другие бизнесы Олега Дерипаски за счет резких изменений правил игры на смежных рынках, в том числе с ущемлением интереса их участников. Профильному вице-премьеру Дмитрию Козаку даже пришлось указать Минпромторгу на излишнее рвение, попросив исполнить соответствующие поручения согласно их формулировкам, а не избыточно. На этот раз идея министерства не вызовет протеста у контрагентов, поскольку будет только способствовать росту их продаж. Однако она идет вразрез с политикой государства по поддержанию здоровья граждан и может ущемить интересы других участников рынка тары.

Запрет на продажу пива в нестационарной рознице, а также с 23 до 8 часов действует в РФ с 2013 года. До этого через такие точки реализовывалось около 20% пива. После запрета порядка 40% объема перешло в другие каналы продаж, 50% осталось в точках, которые перепрофилировались в стационарные, чистые потери составили 10%. По данным «Infoline-Аналитики», с 2013 года в России из 65 тыс. нестационарных объектов торговли закрылось более 35 тыс., более 15 тыс. стали стационарными.

Производителей пива инициатива Минпромторга обрадовала. По словам вице-президента по корпоративным отношениям «Балтики» Алексея Кедрина, это стало бы шагом в сторону устранения «неэффективных и избыточных механизмов регулирования отрасли».

В AB InBev Efes не ждут бурного роста продаж, но готовы инвестировать в развитие новых каналов сбыта.

«При отмене запрета на реализацию пива в алюминиевой таре ночью рост продаж может составить около 1%,— говорит директор по корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев.— Разрешение продаж в нестационарной рознице даст более заметный эффект». Сейчас на алюминиевую банку и стеклянную бутылку приходится по 25% продаваемого в России пива, на ПЭТ-тару — 37%, остальные 13% — это кеги и некоторые другие виды упаковки (данные участников рынка).

Директор по корпоративным отношениям Heineken Кирилл Болматов отмечает, что раньше власти для поддержки алюминиевой отрасли, напротив, хотели ужесточить регулирование пива, запретив его продажи в ПЭТ-таре, и «хорошо, если повестка изменилась». По его мнению, власти могли бы пойти еще дальше и снизить акциз на пиво в алюминиевой банке. Глава центра развития потребительского рынка школы управления «Сколково» Илья Ломакин-Румянцев считает, что новое предложение Минпромторга устроило бы и пивоваров, и производителей алюминия. Однако господин Мишеловин заявил “Ъ”, что ФАС выступит против. «Мы согласны, что поддержка алюминиевой отрасли нужна, но не такой ценой. Производители других видов упаковки и сырья для нее вообще-то тоже российский бизнес»,— сказал он.

При этом трактовать идею чиновников как прямую поддержку «Русала» сложно. Алюминиевые банки в РФ выпускает американская Ball на трех заводах. До 2008 года ее Всеволожский завод входил в компанию «Ростар», которая принадлежала «Русалу», а позже En+ Group Олега Дерипаски, но в 2008 году была продана английской Rexam. Последнюю в 2016 году поглотила Ball. Актуальные мощности заводов Ball, их объемы выпуска и закупок у «Русала» стороны не раскрывают. Rexam оценивала свою выручку на рынке РФ в 2013 году в £242 млн — около $390 млн по курсу на тот момент. Мощность  российских заводов на момент сделки «Русала» и Rexam составляла около 3,9 млрд банок, что эквивалентно примерно 60 тыс. тонн алюминия (для сравнения: «Русал» в 2017 году выпустил 3,7 млн тонн металла), с момента сделки часть производств закрыта, а другие работают не на полную мощность.

 

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3757682