Общественники предложили развивать разрешение корпоративных споров в порядке медиации

По мнению ОП РФ, это позволит создать в нашей стране благоприятную бизнес-среду. Соответствующая информация была опубликована сегодня на официальном сайте ОП РФ.

Соответствующий пункт предлагается внести в Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. По мнению председателя Комиссии ОП РФ по развитию малого и среднего бизнеса Валентина Агаркова, это закрепит такой механизм в качестве действующей альтернативы судебному разбирательству. Он подчеркнул, что в настоящее время более 60% мелких споров между предпринимателями решается во внесудебном порядке. По его мнению, это в основном связано с тем, что бизнесмены не хотят оплачивать судебные издержки и тратить время на разбирательство. А институт медиации, по словам члена ОП РФ, напротив, позволит сократить и затраты, и время на разрешение спора. Однако, как заметил Валентин Агарков, данный институт слабо развит в России, и немногие знают, как он работает.

Общественники предложили и конкретный путь развития механизма медиации – через специальные службы и центры примирительных процедур. В том числе они могут создаваться в системе торгово-промышленных палат.

Кроме того, по задумке инициаторов, таким механизмом смогут пользоваться и ИП. Для них, по мнению ОП РФ, должна быть разработана программа по развитию медиации на муниципальном уровне.

Напомним, в соответствии с действующим законодательством, процедура медиации заключается в следующем. Стороны, между которыми возник спор, могут заключить между собой соглашение о проведении такой процедуры. В нем должны содержаться в том числе сведения о предмете спора, сроках медиации, условиях участия сторон в расходах и т. д. (ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 93-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)«; далее – закон о медиации). Ее можно применять в том числе после того, как возник судебный спор. Она распространяется на споры, возникшие из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из трудовых и семейных правоотношений (ч. 2, ч. 4 ст. 1 закона о медиации).

Для проведения процедуры стороны выбирают одного или нескольких медиаторов. Такая деятельность может осуществляться за плату или бесплатно на профессиональной или непрофессиональной основе (ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 15 закона о медиации). Медиатор в данном случае выступает в роли, аналогичной судейской, и не может, например, быть представителем стороны и оказывать какую-либо консультационную или юридическую помощь (ч. 6 ст. 15 закона о медиации).

По итогам рассмотрения спора стороны заключают другое соглашение – оно называется медиативным. Оно должно иметь письменную форму и содержать в том числе согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Если оно будет заключено после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, суды могут утвердить его в качестве мирового соглашения. В остальных случаях, если медиативное соглашение заключено по возникшему из гражданских правоотношений спору, оно считается по своей правовой природе сделкой (ст. 12 закона о медиации).

 

Источник: Гарант. ру