15 января 2019

Нововведения в сфере закупок

У обширного российского государства и нужды соответствующего масштаба. Сфера их удовлетворения регулируется ФЗ от 05.04.2013 N 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ФЗ от 05.04.2013 N 44). Он тоже довольно обширен и довольно часто подвергается изменениям. В нашем материале расскажем о грядущих и планируемых в 2019 году изменениях.

С 1 января 2019 года порядок проведения закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд ждёт очередное серьёзное обновление. Мы расскажем вам об изменениях, как с первого дня будущего года, так и некоторых более поздних.

Также напомним, что президент РФ Владимир Путин 18 декабря 2018 года, по итогам заседания президиума Госсовета РФ поручил правительству подготовить ряд поправок в законодательство о госзакупках — а значит, законодательная турбулентность вряд ли остановится.

Новшества с 1 января 2019 года

Обязательность закупок в электронной форме

Закупочные процедуры переводятся в электронную форму. Причем если с 1 июля 2018 года проведение закупок в такой форме было правом заказчика, то с 1 января 2019 года — это уже обязанность. Электронные закупки будут иметь форму:

  • запросов котировок или предложений;
  • конкурсов;
  • аукционов.

Останутся и отдельные случаи, когда проводить закупки будут на «бумаге», их перечень определен ФЗ от 05.04.2013 N 44:

  • обеспечение деятельности заказчика за рубежом РФ (ст. 75, 111.1);
  • оказание экстренной, неотложной скорой медицинской помощи (ст. 76);
  • оказание гуманитарной помощи, ликвидация последствий природных, техногенных чрезвычайных ситуаций (ст.80, 82);
  • закрытые закупки (ст. 84);
  • закупки у единственного поставщика (ст. 93);
  • закупки, по решению Правительства РФ (ст. 111).

Контроль Казначейства

С 1 января 2019 года в соответствии с Постановлением Правительства (ПП) РФ от 20.03.2017 N 315, работу региональных и местных заказчиков контролирует  Казначейство. Оно проверит соответствие:

  • объемов финансового обеспечения, которые указаны в плане закупок, сведениям, которые утверждены и доведены до заказчика;
  • финансовые показатели в документах планирования и денежные параметры в извещении и документации.

Проверят и контракты, которые отправляются победителям с данными, содержащимися в итоговых протоколах. В реестре контрактов будут искать несостыковки с условиями контрактов.

ЕИС

Участники будут обязательно регистрироваться в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). В этой системе будет создан Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). С 1 января 2019 года вступил в силу ст. 24.2 ФЗ от 05.04.2013 N 44. Она оговаривает обязательную регистрацию всех участников торгов в ЕИС, где будет создан ЕРУЗ, куда автоматически будет вноситься информация о зарегистрированных участниках. Создавать и вести ЕРУЗ будет Федеральное казначейство.

Регистрация в ЕИС (сроком на три года) будет бесплатной, электронной, с применением квалифицированной электронной подписи. Продление регистрации возможно не ранее шести месяцев до окончания действия. Регистрация будет недоступна для компаний из оффшорных зон, соответственно, они не смогут участвовать в госзакупках.

Аккредитация

Аккредитация на торговых площадках станет иной. С 1 января 2019 года не действовать ст. 61 ФЗ от 05.04.2013 N 44, которая регулировала  аккредитацию участников на электронных площадках (ЭП). Вместе с ней прекратил действие порядок аккредитации, по которому участники закупок должны аккредитовываться на каждой из ЭТП. С 1 января 2019 года аккредитоваться на ЭП можно через регистрацию в ЕИС. Зарегистрированные в ЕИС и внесённые в ЕРУЗ участники закупок автоматически аккредитуются на всех ЭТП. Аккредитацию проведут операторы ЭП в течение одного рабочего дня после завершения регистрации в ЕИС. Участники, уже аккредитованные на ЭТП, могут не регистрироваться в ЕИС до конца 2019 года.

Повышение НДС

С 1 января 2019 года начал действовать ФЗ от 03.08.2018 N 303, по нему НДС вырастет до 20%. Льготная ставка НДС 10 % для отдельных видов продовольственных, детских товаров, лекарств не изменится. Новая ставка НДС должна учитываться заказчиками при расчете начальной максимальной цены контракта (НМЦК) для закупок 2019 года. По п. 13 ст. 34 ФЗ от 05.04.2013 N 44, в контракте есть обязательное условие об уменьшении суммы уплаты заказчиком юридическому или физическому лицу, ИП (в том числе), на размер обязательных платежей, связанных с оплатой контракта, если по налоговому законодательству РФ эти платежи должен уплатить заказчик. Получается, что заказчик (плательщик НДС, при ставке больше нуля), оплачивая контракт, автоматически уменьшит сумму оплаты на величину НДС, которую он платит в бюджет. И если поставщик не платит НДС, то это означает, что он получит на 20 или 10% меньше цены, прописанной в контракте, и не сможет принять НДС к вычету.

Лекарства

Поддержат производителей лекарств, которые сосредоточили свое производство на территории ЕАЭС (РФ, Армения Белоруссия, Казахстан, Киргизия). ПП РФ от 12.05.2018 N 572 изменит ПП РФ от 30.11.2015 N 1289, которым утверждены правила ограничения допуска при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд зарубежных лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Уточним, что Правила меняются только в контрактной системе, поправки не затронут нормы о коммерческих поставках лекарств.

По новым нормам в Правилах, если после отклонения иностранных лекарств среди рассматриваемых заявок есть хотя бы одна, со всеми этапами производства в ЕАЭС, то к таким медсредствам будут применяться преференции, по Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н.

Чтобы подтвердить, что лекарственный препарат и фармацевтическая субстанция соответствуют новым правилам, участник в составе заявки должен будет предоставить:

  • декларацию о соответствии производителя требованиям правил надлежащей производственной практики;
  • документ о производстве лекарственного средства в ЕАЭС (выдает Минпромторг).

Также изменится перечень документов, которые будут подтверждать страну происхождения лекарств. С 1 января 2019 года такими документами могут быть:

  • сертификат о происхождении товара (по форме СТ-1);
  • заключение Минпромторга, оно подтверждает производство промышленной продукции на территории РФ, по ПП РФ от 17.07.2015 N 719.

Медизделия

19 декабря 2018 года Правительство утвердило сразу два Постановления, которые меняют закупки медизделий из поливинилхлорида (ПВХ). ПП РФ от 19.12.2018 N 1589 удалило реестр поставщиков медизделий из ПВХ в рамках госзакупок. Теперь преференции может получить любая организация, которая предлагает продукцию отечественного производства. При условиях локализации производства таких изделий в РФ и регулярном подтверждении сохранности параметров глубины локализации, которые утверждает Минпромторг. ПП РФ от 19.12.2018 N 1590 изменит ПП РФ от 05.02.2015 N 102. После вступления в силу изменений для получения преференций перед поставщиками иностранной продукции в закупке должны поучаствовать минимум два поставщика одноразовых медизделий из ПВХ с продукцией из ЕАЭС. Производя медпродукцию, они должны подтвердить, что достигли установленного Минпромторгом уровня локализации, а также соответствуют требованиям системы менеджмента качества ISO 13485-2017 «Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования». Подтверждать уровень глубины локализации будет акт экспертизы ТПП о цене иностранного сырья в цене конечной продукции. Эти данные будут выражаться в процентах и должны соответствовать показателям локализации, по ПП РФ от 14.08.2017 N 967. Причём поставщик, исполняя госконтракт, не может заменить медизделия на зарубежные или с меньшей глубиной локализации.

Связь

Заказчики обязаны установить дополнительные требования к поставке абонентских устройств радиоподвижной связи. Нужно потребовать от участника, чтобы эти товары находились под управлением мобильной операционной системы, сведения о которой включены в единый реестр российского программного обеспечения и которая сертифицирована, по требованиям о защите информации. Такие нововведения установлены ПП РФ от 07.03.2018 N 234.

Малый бизнес

Изменится отчетность по закупкам у малого бизнеса. С 1 января 2019 года поменялся режим расчета объема закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП). Заказчики смогут включать закупки у единственного поставщика из числа СМП или социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), которые происходят при признании конкурентного способа определения поставщика (среди СМП) несостоявшимся, вв расчет совокупного годового объема закупок.

По ч. 4 ст. 30 ФЗ от 05.04.2013 N 44, заказчик сможет отменить ограничение на участие в закупке лишь СМП и СОНКО, если первоначальная конкурентная процедура признана несостоявшейся, все заявки отклонены либо отсутствуют (заявки или окончательные предложения).

Авансы

Иным станет порядок расчета платежей по госконтрактам с авансом. С 1 января 2019 года вступает в силу ПП РФ от 28.11.2018 N 1430, которое обяжет заказчиков включать в авансовые контракты порядок расчета последующих платежей.

Указанный порядок расчетов затрагивает только федеральных заказчиков. Оговаривается два способа расчетов:

  • для контракта без этапов выполнения работ (либо с последовательным их выполнением) размер последующих платежей вычисляют как разницу между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и общей суммой аванса, выплаченной ранее;
  • для контракта с этапами исполнения, чьи сроки выполнения совпадают, размер последующих платежей вычислят как разницу между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и суммой, которая рассчитывается как произведение размера, аванса (по контракту) в % и стоимости фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Что изменится позднее в 2019 году

С 1 марта 2019 года — обязательное использование Единого агрегатора торговли (ЕАТ) «Березка» для закупок всех товаров:

  • до 100 000 руб. — по п. 4 ч. 1 ст. 93,
  • до 400 000 руб. — по п. 5 ч. 1 ст. 93;
  • до 200 000 руб. — по п. 28 ч. 1 ст. 93.

Данный ЕАТ обязателен уже с 1 ноября 2018 года, правда, сейчас там закупают только канцелярские товары по п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ N 44

С 1 июля 2019 года заработают следующие изменения:

  1. Расширение способов обеспечения заявок: участник закупки сможет самостоятельно выбирать, как обеспечить заявки на участие в электронных закупках. Помимо денег на спецсчете обеспечить заявки можно будет и банковскими гарантиями, что облегчит доступ к закупкам многим компаниям.
  2. Уменьшение обеспечения исполнения контракта на размер выполненных обязательств: размер обеспечения исполнения контракта уменьшается пропорционально стоимости исполненных обязательств, которые заказчик принял и оплатил, по контракту. При обеспечении банковской гарантией уменьшение размера обеспечения исполнения контракта происходит через отказ заказчиком от части его прав по этой гарантии. Датой отказа будет дата включения (в надлежащий реестр контрактов) информации о частичном исполнении обязательств по контракту. Когда предоставляется новое (уменьшенное) обеспечение исполнения контракта, а заказчик не возвращает банку гарантию, она не взыскивается.
  3. Замена банковской гарантии при отзыве лицензии у банка: если у банка-гаранта отозвали лицензию, исполнитель закупки обязан предоставить новое обеспечение исполнения контракта (не позже месяца после получения уведомления от заказчика). Такое условие обязательно включается в контракт. Тогда, размер обеспечения может быть уменьшен на размер исполненных обязательств по контракту.

С 1 октября 2019 года должна заработать ГИС «Независимый регистратор». Она будет мониторить работоспособность ЕИС и ЭТП, фиксировать действия или бездействия участников закупок в ЕИС и на ЭТП, а также хранить такие сведения, чтобы повысить прозрачность закупок и снизить число нарушений в данной сфере.

Изменения по законопроекту № 197556-7

21 декабря 2018 года Совет Федерации одобрил законопроект № 197556-7 (тогда же он направлен Президенту) по новой редакции ФЗ от 05.04.2013 N 44. Из-за увеличения ставки НДС до 20 % допускается (по соглашению сторон) изменить цены заключенных до 1 января 2019 года контрактов в рамках увеличения НДС, по товарам, работам, услугам, чья приемка происходит после 1 января 2019 года. Эта норма будет работать до 1 октября 2019 года, с обязательным условием в виде увеличенного размера ставки НДС, не предусмотренного условиями контракта.

Кроме того, вводится уточнение антидемпинговых мер. Если при НМЦК до 15 млн. руб. в ходе торгов цена падает более, чем на 25%, размер обеспечения исполнения контракта увеличивается в 1,5 раза, либо предоставляется информация о добросовестности исполнителя, плюс обеспечение исполнения контракта (по закупочной документации).

Государственные и муниципальные учреждения не будут обеспечивать заявки. Внешняя экспертиза не потребуется, при заключении контракта в результате несостоявшихся электронных процедур.

В ч. 1 ст. 93 ФЗ от 05.04.2013 N 44 появится п. 55, он позволит заключать контракты на оказание услуг по изготовлению бланков некоторых документов.

Какие изменения в планах

Поправки (которые 18 декабря 2018 года Правительству РФ, поручил подготовить Президент РФ) оговаривают, что:

  • подать ценовое предложение (при проведении аукциона на выполнение строительных работ с начальной ценой более 100 млн руб.) могут только лица, подтвердившие опыт проектирования и строительства объектов в последние три года;
  • возможно изменение (максимум на 30%) цены контракта и (или) срока его исполнения, по решению кабмина, администрации региона или органа местного самоуправления. Если подрядчик нарушит срок исполнения строительного контракта (по своей вине), у него будет возможность однократно продлить срок действия контракта, если он уплатит штраф (неустойку) за нарушение срока исполнения контракта;
  • если в результате проведения торгов цена контракта снижена на 25 и более %, выплата аванса будет запрещена;
  • будет разработан перечень оснований для одностороннего расторжения контракта, по решению заказчика, чтобы снизить коррупционные риски, при его исполнении;
  • вместо сокращения и возврата в федеральный бюджет межбюджетных трансфертов изменят ответственность должностных лиц регионов за нарушения условий соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов между федеральными властями и субъектами РФ.

 

Источник: http://ppt.ru/news/142919