Налоговая система не должна уничтожать малый бизнес

Масштабное обсуждение двух новых проектов федеральных законов состоялось 9 сентября в Торгово-промышленной палате Российской Федерации на очередном заседании Экспертного совета при ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики.

Заместитель председателя Комитета Государственной думы ФС РФ по бюджеты и налогам Андрей Макаров отметил, что проект федерального закона N223442-5 «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость» и проект федерального закона N224549-5 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены в Госдуму депутатами «Единой России» в начале июля «пакетом» и подписаны лично председателем Госдумы, что является большой редкостью.

«Дело в том, что и проблеме НДС, и декриминализации налоговой сферы Госдума придает совершенно особое значение: перекосы в нашей налоговой системе связаны не с тем, как формулируется сам закон, а с его правоприменением», — пояснил А.Макаров.

Согласно ст.108 Налогового кодекса однозначно постулирует ненаступление уголовной ответственности в том случае, если в силу вступило решение налоговых органов, то есть при наступлении ответственности налоговой.

«Однако в МВД РФ понимают это определение иначе: если сумма невыплаты налогов выше пороговой, материалы о недоимке должны якобы передаваться к ним. И наша задача в связи с этим состоит в том, чтобы налогоплательщик не сидел в тюрьме, а платил налоги. Если, конечно, он не платит налоги, пени и штраф, материалы будут передаваться в правоохранительные органы, но если уплатил, то это не является их компетенцией», — продолжил А.Макаров.

Штрафы за недоимки должны исчисляться, по его мнению, в случае наступления налоговой ответственности, по Налоговому кодексу, а вовсе не по Уголовному.

«Мы вносим изменения и в закон о милиции, где прописываем конкретные сроки передачи материалов из МВД налоговым органам в случае, если налогоплательщик выплачивает долг. Тем самым законодатели хотят полностью исключить «усмотрение» чиновника, лишить его права выбора в конкретной правовой ситуации. Мы повысили пороги привлечения к уголовной ответственности всего в пять раз, но считаем, что коэффициент повышения мог бы в идеале быть равным и десяти, и даже большим величинам. Нам все еще остро не хватает законодательных норм об ответственности налоговых органов за принимаемые решения, но никто не идеален, в том числе закон», — констатировал А.Макаров.

Он напомнил, что основным массивом по уголовным делам в РФ являются дела, связанные с неуплатой НДС.

«НДС в России платят всего около 1,5 млн организаций, и возмещение его должно быть простой кассовой операцией, как в Европе. Следует определить, что заявительный порядок возмещения НДС предназначен не только для экспортеров и должен быть не обязанностью хозяйствующего субъекта, а его правом, в том числе потому, что заявительный порядок не является панацеей. Налогоплательщик, по мысли законодателей, может взвесить, что обойдется ему дороже: замороженные на время камеральной проверки счета или банковские гарантии», — пояснил А.Макаров суть первого законопроекта.

Он подчеркнул, что закон не должен ради удобства надзора или выгод бюджета выделять какую-либо категорию налогоплательщиков, создавая тем самым неравенство между ними. Законопроект делает разницу между крупными налогоплательщиками, которым, по словам А.Макарова, «некуда бежать», и обычными, которым предоставляются банковские гарантии.

«Зачем же всё это нам было нужно? Затем, что мы ухитряемся из благих побуждений портить нашу налоговую систему практически каждый день. То, что мы с ней сотворили на сегодня, кошмар. Надо наконец понять, что нельзя решать при помощи Налогового кодекса совершенно посторонние проблемы так же, как пытаются при помощи повышения ЕСН решить проблему пенсий, с ним никак не связанную. Мы реально добили бизнес, особенно малый. В наших силах сегодня дать ему сигнал, что государство не собирается его уничтожать», — заключил А.Макаров.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Сергей Разгулин выступил за предоставляемую законопроектом возможность возмещения НДС при предоставлении банковских гарантий еще до камеральной проверки.

Также он оказался сторонником внедрения в Налоговый кодекс РФ элементов гражданского права, таких, например, как залог имущества, возможность выбора налогоплательщиком одной из нескольких процедур возмещения, в частности, ускоренной или обычной.

«В 2007 году в законе была допущена некорректность, отсюда и пошли нестыковки правоприменения. Эти нестыковки законопроекты посильно устраняют, и мы их в общем поддерживаем», — выразил С.Разгулин мнение Министерства финансов РФ.

Начальник Юридического управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Илья Кучеров напомнил, что аналогичная предлагаемой конструкция в законе содержалась в отечественном законодательстве 1998 года, когда пополнение бюджета было важнее прочих привходящих обстоятельств.

В 2008 году, по его данным, совершено 15 122 налоговых преступлений на общую сумму ущерба в 75 млрд рублей.

«Если всего преступлений экономической направленности выявлено в 2008 году более 400 тыс., ущерб от всех них, кроме налоговых, составил сумму, сопоставимую с ущербом от налоговых – 140 млрд рублей. Поэтому налоговые преступления занимают, как и ранее, первое место среди преступлений экономической направленности по социальной значимости. И уклонистов все больше: в 2008 году 5142 из них были физлицами, 1506 — налоговыми агентами, а организациями – 6922», — сообщил И.Кучеров.

В условиях кризиса мотивация уклонения от уплаты налогов непрерывно растет.

«Надо решить, что лучше сегодня для государства: привлечение к ответственности или возмещение ущерба. За два последних года по обвинению в неуплате НДС привлечено 7 тыс. человек, но лишь единицы были осуждены, причем в подавляющем большинстве приговоры условны. Убежден, что тот, кто возместит ущерб государству, должен от уголовной ответственности освобождаться», — заключил И.Кучеров.

Юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадим Стрельников выступил критиком предлагаемых законопроектов.

Он заявил, что, хотя они и предлагают смягчение уголовного преследования, вводя некий условный компромисс как на этапе налогового администрирований, так и на этапе уголовного расследования, целей эти законопроекты не достигают.

«Объективно эти законопроекты не могут изменить соотношение уголовного и налогового законодательства в чью-либо пользу. Избыточность и повторы по тексту не дают возможности рассматривать их как законченные», — заметил В.Стрельников.

По его мнению, определение «деятельного раскаяния», связываемое с готовностью платить недоимки, не является юридически деятельным раскаянием.

«Законопроекты не вносят ничего кардинально нового, кроме штрафов. Однако условием прекращения уголовного дела действительно, согласно им, должно быть возмещение недоимок. И это же должно быть основанием для отказа возбуждения самого уголовного дела, хотя в законопроектах ничего об этом не сказано», — предложил доработать законопроекты В.Стрельников.

По итогам заседания было решено учесть некоторые замечания, высказанные экспертами совета, и вернуться к рассмотрению законопроектов в ближайшем будущем.

ИА «Альянс Медиа»

Поделиться