17 мая 2016

Накормят с колес

В июне правительство рассмотрит законопроект о мобильной торговле. Об этом рассказал “РГ” статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Документ меняет правила игры в сегменте уличной еды.

Сегодня на смену шаурме приходят бургеры из фудтраков. Эти мобильные кафе уже есть во многих крупных городах. А различные фестивали даже трудно представить без них. Однако фудтраки – это бизнес вне правового поля. Закон о мобильной торговле, который регламентирует их деятельность, разработан, но до сих пор не принят.

Сейчас есть лишь закон о нестационарной торговле. “Еда по нему может отпускаться только в обозначенных местах”, – поясняет Василий Ицков, руководитель практики разрешения споров ИФК “Горизонт Капитал”.

В итоге работа фудтраков не запрещена, но стоять они должны весь день на одном месте, что противоречит самой идее кафе “на колесах”. В идеале владелец фудтрака должен вести свое кафе за потоком посетителей. Встречать клиентов у метро по утрам, чтобы накормить их завтраком, подъезжать к офисным центрам в обед, а вечером кормить гуляющих по улицам горожан. “Сегодня это не то чтобы невозможно, но платить придется за три места сразу”, – говорит Анастасия Колесникова, организатор фестиваля фудтраков.

Кроме того, в силу несовершенства законодательства у местной власти есть выбор: признать фудтрак нестационарным объектом и допустить к тендеру на место под торговлю или признать мобильным объектом торговли, которое не может претендовать на участок, предназначенный под киоск.

Законопроект о мобильной торговле снимает автокафе с “якоря”. Муниципалитеты смогут разработать схему размещения таких объектов, чтобы у фудтраков не было соблазна встать там, где это будет мешать проходу пешеходов или движению транспорта. При этом фудтраки получат возможность перемещаться между стоянками. “Сейчас законопроект о мобильной торговле согласовывается с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и готовится для направления на заключение в минюст. Он получил положительное заключение об оценке регулирующего воздействия минэкономразвития. Внесение законопроекта в правительство РФ планируется в июне, принятие – в третьем квартале 2016 года”, – сообщил Виктор Евтухов.

Еще несколько лет назад в России было всего несколько фудтраков – автомобилей с кухней и окном для приема и выдачи заказов, в которых готовят уличную еду. Сейчас счет уверенно перевалил за сотню. “Мы собрали карту фудтраков России, получилось около 115, примерно 70 из них в Москве”, – рассказывает Анастасия Колесникова. На втором месте по количеству фудтраков – Санкт-Петербург. Есть они в крупных городах: Новосибирске, Екатеринбурге, Владивостоке. В статистику вошли только классические фудтраки, которые представляют собой фургон, в котором готовят и продают еду прямо на улице. Но к ним стоит прибавить сотни передвижных мини-кофеен, которые набирают популярность. Они также относятся к объектам мобильной торговли.

Запрет на свободное перемещение вызывает у уличных рестораторов протест. В итоге то тут, то там из фудтраков торгуют без всяких разрешений. В основном этим “грешат” мобильные кофейни, они могут быстро сняться с места и уехать. Полноценный фудтрак с кухней крайне неповоротлив. Перед тем как отправиться в путь, работники фудтрака должны зафиксировать дверцы шкафов, холодильников, технику, чтобы посуда и продукты не разлетелись по салону. И даже при этом не набирать скорость, чтобы не сорвать технику с креплений.

Проще всего оформить пребывание фудтраков на частных территориях, в парках и на мероприятиях. “С администрацией парка проще договориться, чем с городской администрацией”, – отмечает Ицков. К тому же это экологично, не нужно строить здание под кафе, подводить коммуникации. Фудтрак из парка уезжает, не оставляя следов.

Пока чиновники решают судьбу этого формата торговли, сам он стремительно развивается. Постоянным местом обитания фудтраков стали фестивали. Можно смело сказать, что фудтраки изменили стандарт питания на выездных мероприятиях. Шатры, которыми раньше пользовались для этих целей, сегодня уходят в прошлое. Их нужно привезти, смонтировать, подключить оборудование к электричеству. Фудтраки абсолютно автономны, они приезжают и готовы продавать еду сразу.

Меню фудтраков – все, что может быть собрано в готовое блюдо за несколько минут. Самый популярный ассортимент: бургеры, лапша, блины. Отдельная категория – кофе на вынос. Каждое кафе старается выделиться. У одних продаются бургеры черного цвета, у других все только из фермерских продуктов. Организаторов таких проектов называют гастроэнтузиастами. Они активно экспериментируют с продуктами, ищут новые кулинарные направления.

В последнее время появились фудтраки сетевых ресторанов и кафе, которые к формату стационарной торговли решили прибавить передвижной. Это позволяет заявить о себе на фестивалях, нарастить аудиторию и повысить узнаваемость бренда.

Уже “выросшие” проекты начинают заниматься франчайзингом. К примеру, сегодня можно взять готовый фургон для приготовления кофе на вынос уже известной марки в аренду.

Меню автокафе обусловлено законодательством. В фудтраках нельзя заниматься полноценным приготовлением блюд. Это нужно делать в цехе, а в фургоне еда только разогревается и собирается. Поэтому большинство проектов уличной еды имеет цех, в котором продукты моются, режутся и готовятся к тому, чтобы на месте можно было быстро собрать их в готовое блюдо.

Купить фудтрак в России сегодня не проблема. Отечественный обойдется примерно в 500 тысяч рублей. Дорогие импортные модели стоят 3,5-5 миллионов рублей, но это все равно дешевле, чем открыть стационарное кафе. Кроме того, фудтрак позволяет не нести потери при смене места, поскольку предприниматель не вкладывается в стены. Если не получилось на одном месте, фудтрак легко перемещается на другое.

Источник:rg.ru