Индекс настроений малого бизнеса, рассчитанный экспертами Альфа-Банка совместно с Международным исследовательским центром MARC по собственной методике, на конец 2016 года незначительно снизился в сравнении с июнем этого года — (–27) и (–24) соответственно (значение индекса может изменяться от –100 до 100).

«Результаты исследования говорят о том, что предприниматели адаптировались к ведению бизнеса в новой экономической реальности. Однако показатели бизнес-ожиданий на следующие шесть месяцев оказались ниже, чем летом, что говорит о готовности малого бизнеса к очередным вызовам в следующем году»,— сказал Денис Осин, руководитель блока «Массовый бизнес» Альфа-Банка.

В ходе онлайн-опроса клиентов банка — предпринимателей и руководителей компаний — была получена оценка влияния произошедших изменений в экономике на малый бизнес, проанализированы основные факторы и собраны прогнозы на будущее.

Итоговый индекс формируют четыре промежуточных индекса, характеризующих оценку текущей ситуации в экономике и в собственном бизнесе, а также ожидания на следующие шесть месяцев по стране и по своей компании:

  • Индекс текущей экономической ситуации (–67), в июне (–68);
  • Индекс бизнес-ожиданий (–35), в июне –(27);
  • Индекс текущей ситуации по компании (–15), в июне (–16);
  • Индекс ожиданий по компании (9), в июне (17).

Индекс настроений по отраслям

На протяжении двух лет более уверенно себя чувствуют компании в сферах маркетинга, бизнес-услуг и IT (–17) и (–19) соответственно. Заметно лучше чувствуют себя компании, занимающиеся грузоперевозками, (–24) – самый высокий показатель по итогам двух лет, в июне 2016 года (–32). Это связано с импортом, который отвоевывает свои позиции, при этом тормозит развитие производства (–26), летом этого года (–19). На фоне падения реальных доходов населения ухудшения ситуации ожидают оптовые (–28), розничные (–33) и строительные (–31) компании.

Оценка текущей экономической ситуации как по стране, так и по отраслям в сравнении с июнем 2016 года практически не изменилась — (–67). При этом оптимистичные настроения относительно роста покупательской способности, которые были у предпринимателей шесть месяцев назад, не оправдались: лишь 2% отметили улучшение, что в пять раз ниже ожиданий.

Оценка бизнес-ожиданий по стране и отраслям снизилась по всем показателям — (–35). Менее оптимистично настроены производственные (–40), строительные (–37) и оптовые (–33) компании. В сфере грузоперевозок ожидания от следующих шести месяцев более оптимистичны — (–27).

Ситуацию в своем бизнесе предприниматели оценивают примерно на том же уровне (–15), что и в июне 2016 года, при этом реальная ситуация на конец 2016 года оказалась хуже, чем они предполагали летом. Негативное влияние санкций отметили представители всех компаний, кроме IT и грузоперевозок.

В ноябре 2016 года предприниматели были более сдержанны в оценках ситуации на ближайшие шесть месяцев (9), чем в июне этого года. Однако позитивные ожидания преобладают над негативными по всем бизнес-показателям, кроме прибыли и выручки, в первую очередь это связано с ожидаемым ростом бизнес-расходов в 2017 году (для соответствия требованиям №54-ФЗ (в редакции №290-ФЗ) предприниматели должны будут заменить парк контрольно-кассовой техники) и налоговой нагрузки.

Примечание: для расчета индексов были опрошены клиенты блока «Массовый бизнес» Альфа-Банка — компании и индивидуальные предприниматели с выручкой до 350 млн рублей в год. Статистическая выборка составила 1417 компаний в городах присутствия Альфа-Банка: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Краснодар и другие. В ходе опроса эксперты выясняли оценки изменений таких показателей, как прибыль, выручка, размер среднего чека, количество клиентов, частота покупок и других, а также задавали вопросы о планах развития компаний и критериях успеха. Положительные значения индекса означают преобладание позитивных оценок, отрицательные значения — негативных настроений над позитивными.

Источник: http://bankir.ru/novosti/