Малых предпринимателей разгрузят от аудиторских проверок

21 января 2010 года в Госдуме состоялось заседание Комитета по собственности. Депутаты рассмотрели и обсудили ряд важных вопросов. В частности, члены Комитета по собственности сформировали письменный перечень вопросов к руководителю Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ю.Петрову, которые будут предложены для рассмотрения в рамках «правительственного часа» 24 февраля 2010 года.

По мнению члена Комитета по собственности Екатерины Семеновой, только малое предприятие является собственником, т.е. обладает реальными имущественными правами, имеет реальный «старт-ап» для развития и роста, для прогресса бизнеса, одновременно обладая и возможностями для самоподдержки и самогарантирования. «Когда предприниматель собственник, а не арендатор офиса или торговой площади, ему гораздо легче управлять издержками своего бизнеса, гораздо проще получить кредит по гораздо более низким расценкам. Кроме того, только собственник является реальным вкладчиком в собственное дело. Арендатор априори временщик, который в нашей стране в правовом отношении никак не защищен. Сегодня ты вложился в арендуемое помещение, а завтра с тобой расторгли краткосрочный договор аренды. Поэтому важнейшим фактором, который должен способствовать созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, является имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства», — считает Е.Семенова.

Именно поэтому в перечень вошли вопросы, касающиеся субъектов малого и среднего предпринимательства. Среди них наиболее важные для малых и средних компаний темы, в частности, выкуп арендуемого предпринимателем имущества.

Согласно ФЗ №159, субъекты малого и среднего предпринимательства, арендующие федеральное имущество, лишены возможности воспользоваться правом его первоочередного выкупа. В то же время ставки арендной платы являются высокими и в условиях экономического кризиса и снижения прибыли субъектов малого и среднего предпринимательства часто вынуждают последних прекратить свою деятельность.

Планируются ли на федеральном уровне какие-либо меры имущественной поддержки указанной категории предпринимателей, арендующих федеральное имущество, в частности, по снижению или фиксированию уровня ставок арендной платы и заключению договоров аренды на длительный срок?

Последним на заседании был рассмотрен вопрос «О законодательной инициативе депутатов Государственной думы, членов Комитета по собственности, направленной на освобождение от обязательного аудита субъектов малого предпринимательства, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью».

Как прокомментировал председатель комитета Виктор Плескачевский, в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случае, если объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествующий отчетному год превышает 50 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. В результате действия указанной законодательной нормы организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства и созданные в организационно-правовой форме обществ с ограниченной ответственностью (открытые акционерные общества в силу своего публичного статуса подлежат обязательному аудиту независимо от финансовых показателей), в том числе микропредприятия, вынуждены нести значительные расходы на проведение ежегодных аудиторских проверок.

В условиях экономического кризиса, снижения спроса на продукцию и услуги субъектов малого предпринимательства такие расходы существенно ухудшают финансовое положение многих организаций малого бизнеса и ставят под вопрос возможность продолжения ими своей деятельности.

Необходимо также учитывать то обстоятельство, отметил В.Плескачевский, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации, принятому во исполнение Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся организации, объем годовой выручки от реализации продукции (товаров, услуг) которой не превышает 400 млн руб.

В целях сокращения непроизводственных расходов организаций малого предпринимательства, не относящихся к открытым акционерным обществам, законопроектом предусматривается увеличить с 50 до 400 млн руб. максимальное значение объема выручки, а также для сохранения пропорционального соотношения соответствующих показателей увеличить с 20 до 160 млн руб. максимальное значение суммы активов бухгалтерского баланса, до достижения которых не требуется проведение обязательного аудита, сообщила Екатерина Семенова.

«Данной инициативой мы делаем попытку реально облегчить финансовую и административную нагрузку на малый и средний российский бизнес. При этом, как мне кажется, не стоит ратовать за полную отмену обязательного аудита. Почему? Многие воспринимают аудиторские заключения с точки зрения отчетности, важной исключительно для представителей фискальных органов. Между тем обязательные аудиторские проверки полезны, я бы даже сказала необходимы, обществам с ограниченной ответственностью, а точнее их учредителям. С помощью процедуры обязательного аудита, результатом которой является официальное заключение аудиторской организации, которая с января 2010 года является членом СРО, а значит несет полную материальную ответственность за результаты своей деятельности, добросовестные учредители имеют возможность оградить себя от несанкционированных вмешательств недобросовестных членов общества. Я общалась и с представителями аудиторских компаний, большая часть аудиторского сообщества не высказывала каких-то претензий относительно инициации данного законопроекта», — сказала Е.Семенова.

ИА «Альянс Медиа»

Поделиться