20 апреля 2018

Курение «в тени»

Продажи нелегальных сигарет в России продолжают расти — за год их доля выросла в 1,7 раза до 7,7%, подсчитали в Kantar TNS. Отдельные производители и эксперты считают, что эта доля может быть вдвое или даже втрое больше. Решить проблему серого рынка, по мнению участников отрасли, могло бы введение обязательной цифровой маркировки сигарет.

Исследование нелегального табачного рынка в России в январе-феврале 2018 года проводило агентство Kantar TNS по заказу JTI, Philip Morris International (PMI), BAT и Imperial Tobacco. В нем приняли участие курильщики в возрасте от 19 до 64 лет из восьми регионов. Согласно исследованию за год доля нелегальных сигарет в России выросла с 4,6% до 7,7%. Это, по оценке табачных компаний, соответствует объему в 20 млрд сигарет.

Основная доля в структуре нелегального рынка по-прежнему приходится на продукцию из стран ЕАЭС (Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия), которая незаконно попадает на территорию России. Это около 7,5 млрд сигарет, или 2,9% от всего потребления табачной продукции в РФ. Значительная ее часть — 2,2% российского табачного рынка — произведена в Белоруссии. Также заметную долю в нелегальных продажах занимает продукция, ввозимая в Россию из других стран, в частности, ОАЭ и Сербии — за год ее доля увеличилась с 0,7% до 1,9%.

Между тем, как выяснили в Kantar TNS, среди стран, чья продукция находится в незаконном обороте на отечественном рынке, лидером является сама Россия. С учетом крымской продукции в общем объеме нелегальных сигарет ее доля составляет 34%. К такой продукции относятся сигареты с подозрительными акцизными марками или вовсе без акцизных марок. К первой категории относится продукция с нанесенными товарными знаками, в частности, Погарской сигаретно-сигарной фабрики (ПССФ) и Моршанской табачной фабрики (МТФ), ко второй — «Донского табака» (находится в процессе приобретения JTI).

Председатель совета директоров ПССФ Игорь Моисеев говорит, что за два года компания получила около 40 запросов от региональных подразделений МВД с просьбой идентифицировать продукцию: «Там были сигареты, изготовленные с нарушением техрегламента, с нелегальными акцизными марками, не с нашими МРЦ (указываемые на пачках максимальные розничные цены)». Как уточнил господин Моисеев, все подделки были выпущены под марками «Булгартабака» (BT, «Стюардесса», «Родопи» и др.), которые ПССФ до недавнего времени производила по лицензии. В ГК «Агроком» (в нее входит «Донской табак») тоже получали запросы от правоохранительных органов по поводу нелегальной продукции с их брендами, сказал гендиректор группы Сергей Сапотницкий. «Прежде часть наших сигарет, предназначенных для экспорта, попадала здесь в нелегальный оборот, возвращаясь без акцизной марки из Украины»,— объяснил он.

Среди небольших российских табачных производителей выпуск нелегальной продукции был доказан у МТФ, напоминает главный редактор отраслевого информагентства «Русский табак» Максим Королев. В отношении владельца фабрики Андрея Метальникова в 2017 году тамбовское управление СКР возбудило уголовное дело об уклонении от уплаты более чем 1,5 млрд руб. НДС и акцизов. «Исходя из материалов дела, половина от всей выпускаемой предприятием продукции была нелегальной»,— рассказывает господин Королев. Рост нелегального производства внутри России эксперт объясняет постоянно увеличивающимся акцизом: выпуская продукцию без него, производитель сегодня получает ценовое преимущество в 50 руб. с пачки. «При такой ситуации темпы роста нелегального производства внутри России будут только возрастать, и решить проблему серого рынка только гармонизацией ставок внутри ЕАЭС, о чем постоянно говорят представители отрасли, не удастся»,— уверен он.

По оценке Игоря Моисеева, объем нелегальной продукции в России за последний год действительно вырос примерно в 1,5 раза, но его долю он оценивает гораздо выше, чем Kantar TNS,— в 12–15%. «Исследование, скорее всего, не учитывает объемы нелегальных папирос и овальных сигарет»,— поясняет он. В «Русском табаке» с учетом потребления в сельской местности долю серого рынка определяют и вовсе в 23%.

В «БАТ Россия» считают, что дальнейшее повышение акцизов в России усугубит проблему нелегального рынка. Нынешний ущерб от нее для бюджета страны там оценивают в сумму более 50 млрд руб. в год. Представители JTI и PMI полагают, что одной из мер по борьбе с нелегальной продукцией должно стать введение обязательной системы цифровой маркировки сигарет. Источник, близкий к проекту, добавляет, что при успешном завершении пилота цифровая маркировка сможет заменить бумажную акцизную марку: «Это исключит бесконтрольное использование акцизных марок и станет для рынка мощным барьером от серой продукции».

В Центре развития перспективных технологий, операторе системы маркировки, отмечают, что цифровая маркировка исключает возможность выхода нелегальной продукции с завода благодаря генерации кода непосредственно в момент производства, при этом внедрение маркировки практически не потребовало от участников рынка изменения бизнес-процессов и заметных дополнительных инвестиций. По словам представителя ЦРПТ, за три месяца система заработала в полном объеме, промаркированная продукция проходит по всей цепи и уже продается в магазинах.

 

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3607888