Курская региональная общественная организация
«Союз предпринимателей»
 г. Курск, ул. Радищева, д. 24, 3 этаж
 +7 (4712) 70-15-34
Курская региональная общественная организация
«Союз предпринимателей»

Контролеров накажут за излишний интерес

За проверку государственными контролерами обязательных требований, не прописанных в проверочных листах, может быть установлена административная ответственность. Результаты проверки в этом случае будут признаны недействительными.

Такое предложение содержится в отчете Аналитического центра при правительстве РФ о первых результатах применения чек-листов в плановых проверках. Анализ затронул 50 проверочных листов по 13 видам контрольно-надзорной деятельности всех восьми федеральных ведомств, которые их применяют, включая Роструд, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Ростехнадзор, Росздравнадзор.

С этого года чек-листы в обязательном порядке используются при плановых проверках по большинству видов надзора. На его вопросы возможны только два варианта ответа — «да» или «нет». Это один из ключевых инструментов реформы контрольно-надзорной деятельности, его цель — закрепить исчерпывающий, заранее известный и понятный бизнесу набор проверяемых требований.

Однако контролеры ряда ведомств по-прежнему задают бизнесу вопросы, не предусмотренные проверочными листами, показал анализ материалов проверок. Кроме того, о готовности выйти за рамки чек-листов заявили более половины (63 процента) опрошенных респондентов от контрольно-надзорных органов. В АЦ полагают, что такая практика приведет к оспариванию результатов проверок бизнесом.

В минэкономразвития не прокомментировали само предложение АЦ, но подчеркнули, что проведение проверки с выходом за рамки вопросов проверочного листа является нарушением законодательства.

Чек-листы оказались перегружены — контролеры постарались включить туда максимум обязательных требований

Этот вопрос должен быть урегулирован в законе о контроле и надзоре (он ожидает второго чтения в Госдуме), считает президент «ОПОРЫ России» Александр Калинин. Также он отмечает, что контрольно-надзорные ведомства явно перегрузили чек-листы избыточным количеством вопросов. «Там оказалось все, что только возможно», говорит Калинин. К этому он добавляет, что органы контроля и надзора часто подменяют проверки административными расследованиями и по их итогам накладывают штрафы. «Фактически происходит выхолащивание сути реформы, при этом 1 января оканчивается мораторий на плановые проверки малого бизнеса, их количество вырастет», — предупреждает Калинин.

Специальный общественно-деловой совет, сопровождающий реформу контроля и надзора, считает, что ведомства необоснованно включают в чек-листы «максимально полное количество требований, последующая обязательная проверка которых влечет резкое увеличение фактической нагрузки на бизнес». Вопросы в чек-листах должны согласовываться этим советом и проектным комитетом, однако, как выяснил АЦ, затем содержание документов подвергается переработке в среднем на 80 процентов. Отдельно упомянут проверочный лист Ростехнадзора, где в одобренном проектным комитетом варианте было 150 вопросов, а в утвержденном минюстом их стало 444, включая подвопросы.

Из отчета АЦ следует, что чек-листы пока принципиально не изменили характер плановых проверок. «В большинстве случаев в актах проверки не содержатся ссылки на конкретные пункты вопросов проверочного листа, которые позволили выявить нарушения, то есть чек-лист не используется как работающий вспомогательный инструмент, — говорится в докладе АЦ. — В результате в материалах проверок встречаются несоответствия выявленных нарушений в проверочном листе и нарушений, зафиксированных в актах проверки».

В то же время почти три четверти опрошенных инспекторов считают, что чек-листы в той или иной мере полезны, хотя и отмечают, что они усложняют им работу. Более двух третей «подконтрольных субъектов» считают, что плановые проверки стали проще и понятнее. Почти столько же «подконтрольных субъектов» (75 процентов) придерживаются мнения, что проверочные листы содержат избыточные, дублирующие друг друга, устаревшие или отсутствующие в законодательстве требования. Многие опрошенные как со стороны бизнеса, так и со стороны инспекторского состава указали в форме свободного ответа на необходимость перевода проверочных листов в электронный вид.

 

Источник: https://rg.ru/2018/10/08/gosudarstvennyh-kontrolerov-nakazhut-za-izlishnij-interes.html