3 сентября 2015

Кассу брать будем?

1 января 2016 года может стать датой революционного обновления кассовой техники во всей России. Какие же аппараты следует покупать бизнесу, чтобы не платить дважды?

Весной 2014 года крымским торговым организациям, предприятиям сферы услуг и ресторанному бизнесу временно разрешили использовать имевшуюся у них украинскую технику. Исключение составил только алкоголь, для торговли которым почти сразу стали устанавливать российские аппараты. Оно и понятно, ведь акцизный сбор прямиком идет в бюджет республики и в прежние годы составлял до 70 процентов его доходной части. Для всех остальных операций с наличностью переходный период продлили до 2016 года. И вот теперь управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым напомнило, что отсрочек больше не будет.

– С 1 января 2016 года на территории Республики Крым юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешено применять только контрольно-кассовую технику, оснащенную фискальной памятью и включенную в госреестр контрольно-кассовой техники РФ, – сообщили в крымском УФНС. Купить нужный аппарат сегодня в Крыму не проблема. В зависимости от функциональности цены колеблются от 12600 рублей за портативный переносной аппарат до 45000 за устройство третьего поколения с встроенной POS-системой. Выбор зависит от назначения аппарата, оборота торговой точки, наличия дисплея для покупателя, встроенного детектора валют и других опций. Однако для ФНС главными и обязательными являются только два условия: встроенная фискальная память и регистрация всех машин в госреестре контрольно-кассовой техники. Аппараты, не соответствующие этим двум параметрам, с нового года запретят использовать, а нарушителям грозит штраф.Но вполне вероятно, что менять контрольно-кассовую технику придется не только в Крыму. Министерство финансов России выступило с инициативой замены контрольно-кассовой аппаратуры на новую, не только оснащенную фискальной памятью, но и передающую все данные в налоговые органы в онлайн-режиме. Это не просто идея, а вполне реальный законопроект. Более того, в четырех регионах России нововведение опробовано в тестовом режиме: с 1 августа 2014 года по 1 февраля 2015 года в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане ФНС проводила эксперимент по применению расчетно-кассовой фискальной онлайн-техники. Его результаты в целом признаны успешными. Система показала свою работоспособность, однако налоговики посчитали нецелесообразным распространять данный опыт повсеместно из-за недостаточно надежной защиты данных.Среди плюсов онлайн-касс называют отсутствие необходимости ежегодно перерегистрировать аппараты в налоговой и покупать защищенную электронную контрольную ленту (ЭКЛЗ).Кроме того, нововведение расширяет границы применения смартфонов в торговле. В числе минусов упоминают возникающую необходимость в аккумулирующих информацию дата-центрах, которым тоже придется платить. Скажется также дороговизна импортного оборудования и программного обеспечения, доля которых в новой системе доходит до 40 процентов. При нынешнем росте курса валют это приведет к удорожанию всей инновации.Тем не менее еще 9 июня минфин опубликовал для общественного обсуждения проект поправок в федеральный закон N54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт”. Как следует из текста законопроекта, на бизнес возлагается обязанность не только выдавать покупателю чек, но и передавать данные в фискальные органы, а также пересылать их покупателю по его требованию. За работу “мимо кассы” предусмотрены значительно более высокие по сравнению с ныне действующими штрафы. Исключение власти планируют сделать только для субъектов бизнеса в отдаленных местах, где нет современной связи. Кроме того, не потребуются кассовые аппараты уличным продавцам мороженого, кваса или разносной торговле. А вот для торговых точек на ярмарках, рынках и в выставочных комплексах исключений не предусмотрено.

Для крымских ритейлеров замена кассовой техники не стала неожиданностью, но и не вызвала восторга. Наибольшие затраты, полагают в Ассоциации торговли Крыма, предстоят предпринимателям, работающим прозрачно, и, конечно же, покупателям: если при Украине в сетевом ритейле средняя торговая наценка составляла 17 процентов, то сейчас 35 процентов. Причина в том, что работать мимо кассы, с черным налом, при жестком российском законодательстве стало почти невозможно. И ритейлеры вынужденно повышают торговые наценки.При этом цивилизованная торговля в Крыму явно не в лучших конкурентных условиях: местные власти бессильны перед стихийными продавцами, а полуостров по-прежнему наводнен украинскими продуктами без документов.

– В республике продуктовый сетевой ритейл занимает до 20 процентов рынка, в Москве – 80 процентов, а в Питере – 70, – констатирует глава Ассоциации торговли Крыма Сергей Макеев. – Большую часть продуктов питания, продаваемых вне сетевого ритейла, везут с Украины нелегально. Там банковская система вообще не работает, и за все рассчитываются наличными. А мы тем самым подрываем свою экономику и поддерживаем украинскую.Информация об эксперименте с онлайн-передачей данных и готовящимися в связи с этим изменениями в законодательстве внесла сумятицу в ряды крымских ритейлеров. Предприниматели опасаются, что им придется дважды обновлять технику.

– Понятно, что с 1 января мы должны перейти на российские кассовые аппараты, все об этом знали, – рассказал “РГ” владелец локальной сети дискаунтеров. – Мы готовы купить новые аппараты хоть сейчас. А если в России с нового года будет еще один виток замены кассовой техники – нам что, опять все менять?На самом деле законопроект, о котором идет речь, предусматривает возможность работы старых кассовых аппаратов и после 1 января 2016 года, но не более семи лет. К тому же еще не факт, что поправки заработают с нового года. Вариант продления эксперимента с онлайн-кассами и расширения его географии выглядит наиболее вероятным. Но окончательное решение примут законодатели.