18 мая 2017

История госзакупок: от смоленских сухарей до 44-ФЗ

Современные госзакупки нельзя представить без конкуренции,
Единой информационной системы (ЕИС) и электронных торговых площадок. И уже сложно предположить, что раньше было по-другому, что российская контрактная система – труд пяти поколений законодателей, результат проб и ошибок, история которого началась
в далеком 1654 году.

XVII век
Царь Алексей Михайлович и смоленские сухари
 
 
О первых госзакупках в России ученые знают немного. Первые в своем роде публичные торги с участием государства относятся к XVII веку.
В июле 1654 года государь Алексей Михайлович издал Указ об условиях доставки муки и сухарей в город Смоленск. Царь повелел отправить грамоты воеводам в близлежащие города, московским боярам и купцам, которые согласились бы отвезти муку и сухари в Смоленск. За перевоз определенного объема груза царские люди торговались с купцами «по сороку и по сороку по пяти алтын и по полуторы рубли». При этом сам хлебный груз освобождался от пошлины. Государство еще не проводило открытый конкурс в классическом виде, но уже формировало заказ, отбирало исполнителей, формулировало условия контракта. Инициатива царя продемонстрировала пример желания заказчика вести диалог с поставщиком на рациональной и экономически выгодной основе.
к. XVII – н. XVIII века
Канцелярия подрядных дел Петра Великого
 
 
Бурное развитие получили госзакупки во времена правления великого русского реформатора – Петра I. Это был период активных завоевательных походов, войн и строительства, экономического подъема и освоения новых территорий.
Договоры подряда позволяли государству быстро строить новые фабрики, обеспечивать продовольствием и товарами первой необходимости армию, укреплять внутренние экономические связи. Петр I впервые учредил специальное ведомство – Канцелярию подрядных дел, которая отвечала за все подряды и заказы для государственных нужд. В Великобритании схожее ведомство было создано почти на 100 лет позже, в 1833 году.
 
Если купец, выигравший «тендер», не выполнял заказ, государство накладывало на него пеню.
К петровским временам относят ученые появление первых публичных конкурсов, открытых торгов. Потенциальные поставщики оповещались о новом государственном заказе через специальную вывеску на городских воротах. Здесь же государевы люди размещали информацию о возможных льготах поставщикам, уже заключенных контрактах и купцах, выполняющих тот или иной госзаказ, ценах и условиях. Дополнительно эти сведения собирались и учитывались Канцелярией Сената. Участвовать в выполнении заказа мог каждый благонадежный предприниматель. Его ответственность и гарантию выполнения заказа подтверждал поручитель из числа уважаемых горожан и общественных деятелей.
Если купец, выигравший «тендер» по каким-то причинам не выполнял заказ, государство накладывало на него пеню. Размер штрафа в каждом случае определял царь. Порой пеня в два раза превышала сумму контракта. Рублем наказывался не только сам купец, но и его поручитель.
 
 
У госзакупок того времени была еще одна интересная черта. В то время какКанцелярия подрядных дел занималась гражданскими государственными закупками, в военных ведомствах обязанности по закупкам ложились на специальных должностных лиц. Военные чиновники оказались гораздо активнее гражданских. Именно их опыт по снабжению армии провиантом и амуницией на конкурсной основе использовался в дальнейшем развитии законодательства о публичных торгах.

Обратной стороной возросшего числа проводимых конкурсов стало увеличение случаев злоупотреблений при использовании и распределении государственных средств. Исполнение подрядов то и дело срывалось, чиновники и купцы сговаривались между собой, нарушались условия и обязательства. Государство в срочном порядке должно было упорядочить правила и процедуры публичных торгов, усилить контроль за их исполнением.

На фоне выпущенных указов того времени, касающихся регулирования госзакупок, особняком смотрится Регламент Адмиралтейства и верфи 1721 года. Основой его создания стали Регламенты флота других стран. Документ детально описывал порядок торгов, в том числе интересную традицию того времени, получившую название «сидение при свечах».

XVIII век
Барабанный бой и священники Елизаветы Петровны
 
 
В истории госзакупок XVIII примечателен еще один указ – Регул провиантского правления Елизаветы Петровны, изданный в 1758 году. В нем особое внимание уделялось закупкам не у перекупщиков, а у непосредственных производителей, а также рекламе торгов.
В городах билеты с извещениями о публичных торгах должны были размещать под бой барабанов. Они публиковались в газетах для привлечения внимания населения. В глубинке, куда газеты не доходили, и не был слышен «барабанный бой» царских гонцов, билеты с условиями торгов оглашали священники после церковной службы. XVIII век с точки зрения регулирования госзакупок – время запретов, жесткого регулирования, административных и правительственных репрессивных санкций за нарушения в сфере госзакупок. Государство только приучало поставщиков к дисциплине и ответственности. Эта политика принесла хорошие плоды.
Когда появились профессиональные закупщики?
Для организации и контроля проведения торгов государству требовались грамотные распорядители. В 1717 г., а затем в 1731 г. в царских указах встречается упоминание об официальной должности гоф-маклера, талантливого купца, разбиравшегося в тонкостях торговых сделок. Без него запрещалось проводить торги. Так в истории появляются первые специалисты в сфере закупок.
Правда, уже в начале XIX века в военных ведомствах при проведении конкурса гоф-маклеры были упразднены. Дело в том, что они требовали себе с каждого сэкономленного рубля полкопейки, что создавало «одному частному человеку знатную прибыль».
XIX век
Александр II и «импортозамещение»
 
 
XIX век отличался четкой организацией закупок и исполнительностью купцов и предпринимателей.
Система была настолько отлажена, что потенциальные поставщики уже могли не являться лично в канцелярию, а просто, соблюдая положенные формальности, передать заявку с нарочным.
Одной из проблем того времени было неравное положение частных и казенных заводов при участии в конкурсах. Казенные заводы освобождались от промыслового налога и штрафов при нарушении сроков выполнения заказа, предлагали убыточно низкие цены, поскольку дефицит их бюджета всегда компенсировался государством. Таким положением иногда злоупотребляли заводы Урала.
306 млн золотых рублей

составила прибыль от российского госзаказа в 1903-1905 гг.
XX век
Советский период: НЭП и забвение публичных торгов
 
 
Революция 1917 года и Гражданская война отменили саму необходимость публичных торгов. Но во времена НЭПа интерес к конкурсам для обеспечения государственных нужд возвращается.
В мае 1927 года Правительство утверждает новое Положение о государственных подрядах и поставках. В нем содержится интересная деталь. Теперь выгодность условий и определение поставщика не ограничивается только поиском самой низкой цены. Заказчик имеет право руководствоваться кредитоспособностью, надежностью, опытом подрядчика, что позволит обеспечить максимальную выгоду государству при выполнении контракта.

НЭП просуществовал недолго. Уже в конце 20-х гг. XX века инициативы НЭПа сворачиваются, экономика становится плановой, распределение – государственным. В Инструкции 1927 года публичные торги присутствовали только формально. В декабре 1930 г. газета «Известия» не разместила ни одного объявления о торгах. Конкурсные закупки (кроме аукционов) в России были забыты на долгие 70 лет.

XXI век
Наши дни: контрактная система
 
 
Распад СССР требовал обновленной законодательной базы в сфере госзакупок, которая соответствовала бы изменившимся экономическим и политическим условиям.
В 1992-1997 гг. принимаются отдельные законодательные акты, ставшие базой для создания современной системы госзакупок. В 1999 году издан основополагающий федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» №97-ФЗ. По сути, этот закон стал первой за долгие годы комплексной попыткой систематизировать и упорядочить систему государственных закупок России.
Однако 97-ФЗ регламентировал только работу федеральных заказчиков и почти ничего не говорил о процессе контроля размещения заказа. Поэтому 21 июля 2005 года был принят знакомый всем современным специалистам и экспертам в сфере закупок Федеральный закон №94-ФЗ.
 
Закупки стали прозрачнее,
а экономия бюджетных средств – более ощутимой.
С появлением 94-ФЗ система госзакупок приобрела практически современный вид. Были описаны и введены в практику электронные аукционы. Упразднен двухэтапный процесс размещения заказа. В законе закреплялось понятие начальной и максимальной цены контракта, описывались случаи, когда можно производить закупку у единственного поставщика. Закон запрещал закрытые торги, кроме тех, предмет которых составлял государственную тайну.

Сегодня открытые аукционы в электронной форме – одна из самых распространенных форм проведения госзакупок. Без давления со стороны государства и бюджетных вложений возникли особые электронные торговые площадки для проведения аукционов. Малый и средний бизнес получил возможность принять участие в выполнении интересных госзаказов. Сами закупки стали прозрачнее, а экономия государственных средств – более ощутимой.

 
 
В апреле 2013 года был принят действующий сегодня Федеральный закон
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Совсем свежей законодательной инициативой стало введение порядка общественного обсуждения особо крупных закупок стоимостью более 1 млрд. рублей, закрепленное в Постановлении Правительства РФ № 835 от 22 августа 2016 года.

Современные государственные закупки – сложная и интересная сфера деятельности, которая регулируется множеством подзаконных актов и постановлений. Минэкономразвития в ближайшие годы продолжит активную законотворческую работу по масштабному переходу контрактной системы на электронные процедуры, нормированию и обоснованию закупок. Готовится к рассмотрению законопроект о референтных (взятых в среднем для какой-то группы товаров) ценах. Отдельной доработки требуют правила формирования и ведения в ЕИС (единой информационной системе) каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 
Самым важным звеном в контрактной системе остаются специалисты и эксперты в сфере закупок. От их грамотности и ответственности зависит эффективность каждой проведенной закупки. Сегодня в отрасли действуют профессиональные стандарты для специалиста и эксперта в сфере закупок, готовится к масштабному внедрению система независимой оценки квалификации. Своими действиями государство дает вполне конкретный и определенный посыл: тратить бюджетные средства – ответственная и престижная задача, выполнять которую будут специалисты только самого высокого уровня.
 
Источник:http://razvitie.akbiz.ru/