Курская региональная общественная организация
«Союз предпринимателей»
 г. Курск, ул. Радищева, д. 24, 3 этаж
 +7 (4712) 70-15-34
Курская региональная общественная организация
«Союз предпринимателей»

Готовимся к контрольной закупке Роспотребназора

К двум ведомствам, уже имеющим право проводить контрольные закупки, весной этого года присоединился Роспотребнадзор. Павел Приходько, юрист Департамента правового консалтинга и налоговой практики ООО «КСК», изучил новые полномочия чиновников и узнал, какие последствия для бизнеса и потребителей привнесут изменения.

3 апреля 2018 года Госдумой был принят пакет поправок в федеральное законодательство, позволяющий Роспотребнадзору проводить контрольные закупки товаров, работ и услуг для проверки их соответствия обязательным требованиям безопасности и качества. Вступившие в силу с 29 апреля 2018 года изменения коснулись законодательства о защите прав потребителей, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защите прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля. Таким образом, Роспотребнадзор стал еще одним из немногих ведомств, наряду с Росалкогольрегулированием и ФНС, имеющим право на проведение контрольных закупок.

В первую очередь контрольные закупки коснутся тех компаний и предпринимателей, которые занимаются розничной торговлей, оказанием различных бытовых услуг, а также предприятий общественного питания. Процедура проведения контрольной закупки идентична таковой при проведении выездной внеплановой проверки. Согласно административному регламенту ведомства, проверяемая организация или ИП должны быть уведомлены о предстоящей внеплановой проверке не менее чем за 24 часа до ее начала.  

При этом ключевое отличие контрольной закупки от внеплановой проверки состоит в том, что закупка может быть проведена органом Роспотребнадзора в незамедлительном порядке – как только стало известно о нарушении прав потребителей. Однако подобная контрольная закупка проводится с одновременным уведомлением территориального органа прокуратуры. Как и внеплановая проверка, контрольная закупка инициируется на основании обращений граждан о реализации товаров и оказании услуг, представляющих угрозу жизни и здоровью населения и окружающей среде, при нарушении прав потребителей, нарушении правил маркировки, а также при обнаружении Роспотребнадзором подобной информации самостоятельно.

Ответственность за нарушения прав потребителей в зависимости от опасности нарушений может разниться от крупных штрафов до приостановления деятельности работы компании на 90 суток.

Комплексные причины

Причин для наделения Росприроднадзора подобными полномочиями несколько и все они должны рассматриваться комплексно. Так, по мнению самого ведомства, инициатива позволит повысить эффективность контрольных мероприятий и реализовывать концепцию риск-ориентированного подхода – это следует из официального пресс-релиза Роспотребнадзора. Тут следует согласиться с позицией чиновников. Так, например, при обнаружении потребителем опасного продукта и подаче жалобы в Роспотребнадзор у нерадивого продавца есть 24 часа с момента получения уведомления до проведения внеплановой проверки.

Безусловно, даже за такой небольшой промежуток времени нечестный продавец может принять меры по устранению очевидных нарушений: исправить маркировку, утилизировать просроченные товары, провести обработку помещений, – и пройти проверку Роспотребнадзора полностью либо с незначительными нарушениями. Таким образом, в любом случае достигается цель проведения ревизии – устранение нарушений прав потребителей и угроз жизни и здоровью покупателей, даже если такие нарушения и имели место.

Обратите внимание!

Введение механизма контрольных закупок видоизменяет сложившуюся парадигму взаимоотношений между предпринимателями и Роспотребнадзором. Так, акцент при проверке переносится с факта реализации товара непосредственно на производителя.

Имплементация механизма контрольной закупки Росприроднадзора (которая может проводиться внезапно) позволит эффективно реагировать на нарушения прав потребителей и привлекать к ответственности предпринимателя, реализующего или производящего некачественный товар или оказывающего некачественные услуги.

Нередки случаи, когда один и тот же некачественный продукт реализуется в различных торговых точках, но внеплановая проверка Роспотребнадзора фиксирует данное нарушение только в одной из них. В результате, обладая аналогичным ассортиментом, одни предприниматели несут санкции за реализацию некачественной продукции, а другие их успешно избегают. Это не ликвидирует комплексные нарушения прав потребителей и, что более важно, нарушает принцип верховенства права и закона, позволяя недобросовестным продавцам избегать ответственности.

Введение механизма контрольных закупок видоизменяет сложившуюся парадигму взаимоотношений между предпринимателями и Роспотребнадзором. Так, акцент при проверочных действиях ведомства переносится с факта реализации товара в торговой точке на товар непосредственно, то есть на производителя. Предполагается, что это позволит ослабить нагрузку на предпринимателей, занятых в розничной торговле. Более того, это прекратит реализацию некачественных и опасных товаров вне зависимости от места их продажи.

Пример из жизни

Говоря о производителях, хотелось бы отметить, что с падением реальных доходов населения в последние годы многие компании поддаются соблазну подменять дорогие ингредиенты более дешевыми аналогами, «забывая» указать это на упаковке своего продукта.

Особенно удручающая ситуация сложилась в сегменте молочной продукции. С введением эмбарго на ввоз молочной продукции из стран Европейского союза, США, Канады и Австралии резко вырос объем предложения отечественных сыров. Однако вызывает озабоченность тот факт, что объем производимого в Российской Федерации сырого молока за последние несколько лет практически не изменился, а вот рост импорта пальмового масла только в I квартале 2018 года составил более 35 процентов по сравнению с аналогичным кварталом 2017 года. Тем не менее найти на упаковке сыра или творога информацию о наличии в нем дешевого заменителя растительного происхождения сложно, несмотря на то, что, по данным многочисленных независимых экспертиз, такие заменители присутствуют в изобилии.

Стоит надеяться, что контрольные закупки позволят исправить сложившееся положение и будут мотивировать производителя к точному соблюдению технологических процессов.

На текущий момент механизм проведения контрольных закупок еще не заработал в полной мере, чтобы оценить эффект для обычных покупателей, но можно полагать, что такие проверки позволят более эффективно бороться с фальсификатом на магазинных полках, дадут возможность оперативно изымать просроченную, некачественную и опасную для потребителей продукцию. 

Источник: http://www.buhgalteria.ru/article/n165680