7 февраля 2007

Государство должно поддерживать малые формы предпринимательства на селе, считают в ОПОРЕ РОССИИ

Государство должно поддерживать малые формы предпринимательства на селе, считают в ОПОРЕ РОССИИ

Государство должно в первую очередь поддерживать малые формы хозяйствования и предпринимательства на селе, а не крупные сельхозпредприятия. Такое мнение в ходе “круглого стола” “Малые формы предпринимательства – основа экономики сельских территорий” высказал член президиума общественной организации малого и среднего предпринимательства ОПОРА России Владимир Богословский.
“Мы считаем, что государственная политика в области сельского хозяйства и сельских территорий должна быть направлена на поддержку малых форм хозяйствования и предпринимательства на селе”, – сказал он.
Богословский напомнил, что в конце 2006 года был принят федеральный закон “О развитии сельского хозяйства”, ранее были приняты приоритетный нацпроект развития АПК, федеральные целевые программы “Социальное развитие села” и “Сохранение и восстановление плодородия почв и ряд других документов, включая многие региональные программы.
“В них главными товаропроизводителями определены крупные сельхозпредприятия и, по сути, это программы их поддержки. Малые формы хозяйствования, личные подсобные крестьянские хозяйства, индивидуальные предприниматели, потребительские кооперативы – рассматриваются как второстепенные товаропроизводители”, – сказал Богословский.
Однако, по его словам, комплексный анализ развития сельского хозяйства привел к выводу, что крупные агрокомплексы в России являются неустойчивыми структурами, требующими постоянных государственных вложений с минимальной отдачей.
“В противовес им личные подсобные крестьянские фермерские хозяйства являются естественными устойчивыми точками роста”, – отметил Богословский, добавив, что “даже небольшие инвестиции в них приводят к максимальной отдаче”.
По его мнению, именно мелкотоварное производство, индивидуальные формы хозяйствования, сельское подворье прямо или косвенно обеспечивают устойчивое развитие всего агропромышленного комплекса и стабилизацию социально-экономического положения на селе.
“Поэтому более правильным является курс на их приоритетную поддержку”, – констатировал представитель ОПОРЫ России, отметив, что поддерживая в основном агрохолдинги создается несправедливая конкуренция, “в результате которой неустойчивая и затратная система ставится в заведомо более выигрышное положение по сравнению с менее затратной и более устойчивой системой”.
Согласно информации Богословского, в России насчитывается почти 18 миллионов личных подсобий и около 250 тысяч фермерских хозяйств. “Именно эти малые товаропроизводители должны явиться тем локомотивом, который выведет сельское хозяйство страны на современный уровень развития”, – объяснил он.
Богословский отметил также, что решение демографической проблемы связано с массовым возвращением населения к сельским ценностям, к земельной собственности, к усадьбам, к собственным частным домам.
По его словам, в 1988 году сельское население в целом имело коэффициент рождаемости 3,06, а городское – 1,9. В 2003 году соответственно эти показатели были равны 1,64 и 1,23. “То есть поддерживая развитие личных подсобных хозяйств и сельский уклад жизни мы тем самым определим эффективный путь восстановления рождаемости коренного населения страны”, – сказал он.
В ходе “круглого стола” его участники обсудили также некоторые проблемы и перспективы развития предпринимательства на селе. По словам старшего специалиста по социальному развитию Всемирного банка Марии Амелиной у российской деревни есть огромный недооцененный потенциал – образованность населения, что является уникальным по сравнению с селами многих других стран.
Амелина рассказала, что большинство сельского населения в России имеют среднее образование. При этом она и ряд других участников “круглого стола” указали на бедность сельского населения. “Процент бедности на селе растет.
Процент бедного населения в селе почти в два раза больше, чем в городе – и это очень тревожный показатель”, – сказала Амелина. Она также подчеркнула сложность работы бизнеса в деревне. “Барьеры для проникновения бизнеса в деревню велики, процедуры регистрации бизнеса сложны”, – констатировала она.
Участники конференции отметили достаточно сильную информационную изоляцию деревни, что приводит к незнанию потенциальных предпринимателей – выходцев села о программах развития, которыми они могли бы пользоваться для налаживания своего хозяйства.
РИА «Новости»

Add Comment