12 апреля 2018

«Флаг им…всех цветов радуги!» О забастовках таксистов

Забастовка таксистов в Москве собрала сотни водителей, а в Казани вылилась в забрасывание коллег фейковыми заказами

Растущие цены на бензин и закручивание комиссионных гаек выгнали накануне на улицы Москвы и еще 40 городов бастующих таксистов — платежи «Яндекс.Такси» и Uber вкупе с комиссией таксопарков превысили 30% от стоимости поездки. В Казани акция провалилась — на парковке у «Парк Хауса» собралась лишь горстка протестующих. «Условия диктует агрегатор по принципу «не нравится — дверь там», — говорят водители, с нетерпением ожидая, когда таксующие на арендных авто гастарбайтеры вернутся на стройки.

 

ЗАБАСТОВКА В МОСКВЕ: «СТРАДАЮТ НАШИ СЕМЬИ. ЧТОБЫ ДЕНЬГИ ПРИНЕСТИ ДОМОЙ, Я ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ ПО 20 ЧАСОВ»

По данным СМИ, сотни, а по подсчетам соцсетей, тысячи таксистов накануне в ряде российских городов объявили бойкот агрегаторам такси, в том числе «Яндекс.Такси», Uber, Gett. По подсчетам «Газеты.ru», к обеду вчерашнего дня в акции приняли участие около 40 крупных городов, включая Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Рязань, Казань и др. Несколько сотен водителей выстроились в подмосковных Химках на парковке у одного из торговых центров. В видеосюжетах СМИ водители закрашивали краской знаки фирменного брендирования на автомобилях и ломали шашечки агрегаторов. Собравшиеся жаловались на непомерно возросший уровень комиссий агрегаторов за свои услуги, которые, по словам шоферов, порой превышают 30% от стоимости заказа. Кроме того, таксисты недовольны тем, что агрегаторы скрывают конечные пункты доставки пассажиров и вмешиваются в отношения водителя и пассажира, устанавливая тарифы. Последней каплей для водителей стали новости от «Яндекс.Такси» об очередном повышении фиксированного сбора с водителей с 16% до 18%.

Видео с бойкота в Сочи выглядело не так впечатляюще: на парковке разместилось несколько десятков брендированных автомобилей. «Мы собрались, чтобы повлиять на администрацию „Яндекса“, просто издевательские законы, которые они вносят, новшества просто невыносимы, — рассказывает на видео, размещенном на YouTube, один из таксистов. — Страдают в первую очередь наши семьи. Чтобы какие-то деньги принести домой, я должен работать по 20 часов, чтобы не зря был потрачен день». В адрес агрегаторов также звучат обвинения в обмане: «Мы за свой счет брендировались логотипами „Яндекс“, каждый водитель отдал по 3,5 тысячи рублей за это с учетом того, что брендированный автомобиль будет ставкой ниже, но этого не произошло, они еще в два раза подняли процент с заказа».

Тех водителей, которые отказались поддержать бойкот и вышли на линию (их было большинство прим. ред.), таксисты атаковали ложными заказами, отправляя их в максимально неудобные или отдаленные места. В СМИ была также опубликована позиция самого агрегатора, представители которого предпочли не заметить акции водителей. «Сервис работает в обычном режиме, количество поездок, заказанных с помощью сервиса „Яндекс.Такси“, в Москве и других городах растет. Увеличивается и количество водителей на линии: сегодня их больше, чем в этот же день в прошлые недели», — заявили в пресс-службе «Яндекс.Такси». Отметим, что на вопросы нашего издания в ООО «Яндекс.Такси», направленные еще накануне, ответа так и не последовало.  

Впрочем, есть города, где о бойкоте таксистов и не слышали. «Впервые слышу о бойкотах и протестах, с жиру в Москве этой бесятся, — ссылается на слова одного из таксистов издание „СеверПост“. — В Мурманске и Североморске „Яндекс.Такси“ работает в привычном режиме».

 

В КАЗАНИ: «БЕССМЫСЛЕННАЯ АКЦИЯ «ЗАБАСТОВКА» ПРОВАЛИЛАСЬ И ПОТЕРПЕЛА ПОЛНОЕ ФИАСКО»

В отличие от других городов, в Казани бойкот таксисты затеять пытались, но он провалился. Со вчерашнего утра в группе водителей такси «ВКонтакте» «Яндекс Такси Казань» пользователь Андрей Брендин опубликовал сообщение: «Все, кому небезразлична ситуация в такси, собираемся на „Парк Хаусе“». Однако успехом акция не увенчалась: как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Бендин, принявший участие в мероприятии, на парковке собрались всего несколько десятков водителей. «40 человек приехали к ТЦ „Парк Хаус“, еще человек 30–40 просто не принимали заказы, — подсчитал он. — Но этих людей-таксистов я действительно могу назвать коллегами. В Москве сколько таксистов на 10 миллионов человек, а в Казани — только 1300. Большая часть так называемых таксистов могут только в инете языком чесать. Все, кто сегодня работал и продолжает работать, — флаг им… всех цветов радуги». По его словам, казанских таксистов на бойкот спровоцировали те же причины, что и в других городах, — слишком высокий процент от заказов, что вынуждает водителей «работать по 14–16 часов за смену».

Другой водитель, Альберт Садыков, не принимал участия в общем бойкоте, он не вышел накануне на работу по личным причинам. По его словам, причины провала бойкота в столице Татарстана следует искать в обилии таксистов, которые выезжают на работу на арендованных автомобилях. «Все брендированные автомобили с рекламой агрегаторов по бортам — это машины, сданные в аренду, за них платить нужно, кто захочет просто так стоять и платить аренду из своего кармана? — объясняет невысокий выхлоп акции в Казани Садыков. — Да и 95 процентов водителей уверены, что результата не будет. И они правильно думают. Чтобы был результат, нужно, чтобы на линии не было как минимум процентов 70 авто, причем хотя бы несколько дней. А из-за высокой доли арендных авто это нереально».

При этом собеседник издания указывает на иную форму протеста — обилие фейковых заказов, большая часть которых пришлась на вызовы в аэропорт «Казань». Ложные заказы вынуждали водителей также на время присоединяться к забастовке. «На ложный вызов приезжали водители, которые уже находились в аэропорту, но клиенты не выходили, а отменить заказ самому без потери рейтинга можно только после 10 минут ожидания плюс 10 минут на подачу автомобиля, — пояснил Садыков. — Но в целом на работу забастовка не повлияла».

По оценкам собеседника издания, цены в такси на данный момент сильно занижены, и благодарить за это следует агрегаторов заказов. Зарплатный порог вхождения в профессию также снизили выходцы из стран ближнего зарубежья, которые в зимний период, когда приостанавливается работа на стройках, идут работать в такси. Пропуском в этот бизнес для них стала как раз возможность аренды автомобилей, которую предоставляют партнеры «Яндекс.Такси». «Затрат стало непомерно много. К примеру, ездить на бензине совсем не рентабельно (в группах таксистов „ВКонтакте“ регулярно обсуждаются преимущества перехода на газовое топливо  прим. ред.), — говорит Садыков. — Плюс комиссия самого „Яндекса“ как оператора и таксопарка за выполненный заказ — 20 процентов от стоимости заказа. Это очень много, для сравнения: буквально недавно комиссия была 15 процентов, но это тоже считалось не очень-то приемлемым. А тут очередной скачок комиссии. Отсюда и эта самая „забастовка“». По оценке Садыкова, комиссии агрегаторов разнятся. К примеру, у «Яндекс.Такси» 15% от заказа забирает собственно агрегатор, еще 5–7% — таксопарк; агрегатор Uber — 20%, таксопарк — 5%; Gett собирает 13%, парк — 5–7%. Относительно невысокая комиссия Gett объясняется меньшим числом заказов.

«Вряд ли ситуация изменится в ближайшее время, это рынок труда, и условия на нем диктует агрегатор по принципу „не нравится — дверь там“, — полагает таксист. — Отток водителей весной и летом будет, но только за счет того, что из такси уйдут подработчики из стран ближнего зарубежья — вернутся на стройку. Сезон скоро начнется».

Своеобразное резюме бойкоту подвели водители казанских такси в соцсетях. «Еще раз убедился в том, что забастовку делают недалекие люди. хотите реальной забастовки, заставьте свои парки отключиться на сутки, может тогда и будет толк. а так только народ смешите и все» — написал в соцсети «ВКонтакте» Эльвар Хисматуллин (орфография и пунктуация сохранены  прим. ред.). «В общем, бессмысленная акция „забастовка“ провалилась и потерпела полное фиаско. Продолжаем работать», — отметил пользователь Иван Деньгов.

Другие операторы таксомоторных парков не заметили акции водителей. «Протест не был направлен против сервиса „Максим“, комиссия сервиса составляет 10 процентов и не меняется много лет, — сообщил нашему изданию начальник отдела по связям с общественностью сервиса „Максим“ Павел Стенников. — В городах Татарстана у „Максима“ накануне работало обычное число перевозчиков. Количество заказов тоже было типичным для буднего дня. Лишь два водителя пытались создавать ложные заказы, чтобы затруднить работу других перевозчиков. Оба заблокированы, завтра их ждут в офисе для объяснений». По словам Стенникова, от подобных бойкотов страдают сами протестующие, которые «теряют время и заказы», с ними нужно «вести цивилизованный диалог». «Все участники находятся в условиях конкуренции, цена поездки зависит от баланса спроса и предложения, трудно заработать, отдавая почти треть стоимости заказа» — заключил собеседник издания.



«ДАЖЕ ЕСЛИ, НЕ ДАЙ БОГ, ВОЙНА, ТАКСИСТЫ ВСЕ РАВНО БУДУТ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» высказались о том, кто прав в этой ситуации, водители такси или агрегаторы.

Альберт Хасанов — экс-директор такси «Премьер»:

— Каждый тянет одеяло на свою сторону. Таксисты хотят больше зарабатывать, сервисы тоже хотят больше зарабатывать. Агрегаторы агрессивно входили на рынок. Сначала водителям платили деньги за то, что они работали, а сейчас они начинают тихонько забирать свое. Это естественный процесс. Но это, конечно, не только с выплатами связано. Чтобы завоевать рынок товаром каким-то или услугой, ты сперва делаешь низкую цену, потом постепенно начинаешь ее повышать. Когда начинают повышать тарифы, конечно, никто не будет доволен. А раньше не то чтобы повышали тариф, а доплачивали водителям, чтобы они людей возили. Сейчас постепенно переходят к следующей фазе, повышая тарифы.

Кроме забастовок бывают и ложные вызовы. Но это все неправильно и ни к чему не приведет. Если учитывать полный объем заказов, то это капля в море. Забастовки и иные действия ни к чему не приведут. Рынок постепенно сам себя отрегулирует. Недовольные уйдут, а основная масса водителей останутся. Не нравится — в другую компанию пойдут, сейчас такси много. Кто работает, тот и зарабатывает.

Профессия таксиста никогда не умрет. Даже если, не дай бог, война, таксисты все равно будут. Посмотрите на Украине таксисты же работают. Даже во время боевых действий. Эта профессия — официально или неофициально — всегда будет. Всегда будет перевозчик. Опять же рынок сам себя регулирует. Если военные действия происходят, то там и цена другая, потому что есть повышенный риск. Если чуть спокойнее, то тут уже агрегаторы начинают деньги зарабатывать. Соответственно, и цена ниже. Они работают тесно между собой. Как это будет в будущем выглядеть? Кто-то втемную все равно будет работать. Но это маленькая часть. В основном большие игроки останутся.

Рамиль Хайруллин — региональный представитель ФАР по РТ:

— Если у таксистов возникают проблемы, то такие сложности начинают бить уже по нам, ведь водители все эти проблемы начинают перекладывать на потребителей, пассажиров. Так что, конечно, желательно, чтобы проблем у них было поменьше. А то, что они разрознены, я считаю, неверно и неправильно. У таксистов до сих пор нет своего, назовем его так, профсоюза. Я не понимаю, почему они этот вопрос так долго не поднимают. Они сейчас так и будут разрозненно пытаться свои проблемы решить, и у них ничего не получится, а страдать будем мы с вами, пассажиры. А так у них многие проблемы просто исчезли бы, если бы какой-то единый центральный орган попытался бы их урегулировать. Вот у страховщиков есть центральный орган — РСА. И у таксистов тоже обязательно нужно что-то организовать. И это они должны сделать сами. За них ничего делать никто не будет.

Лучше, чтобы все это началось из Москвы, у нас же в столице все центральные органы образуются. И это не должно быть сегментарным или региональным, как профсоюз «Яндекса» или профсоюз таксистов Татарстана. Должен быть единый, центральный федеральный орган.

Надолго ли вообще сохранится профессия таксиста? В нашей стране она будет еще долго, не так быстро они уйдут, потому что в России такси успешно конкурируют с общественным транспортом. Если принять во внимание удобства, то тариф на такси получается если не дешевле, то по крайней мере почти в одной ценовой категории с общественным транспортом. На общественном транспорте ненамного выгоднее ездить, чем на такси.

 

Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/378495