2 февраля 2018

Если перевозчик не выполнил свои обязательства – отберут маршрут

Если перевозчик не выполнил свои обязательства, то у него отберут маршрут

29 декабря 2017 года Президент РФ подписал Закон, который внес весьма существенные поправки в Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №220-ФЗ). В первую очередь необходимо отметить, что изменения коснулись сферы полномочий уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципалитетов – их полномочия расширены.

Так, до принятия поправок в случае, если перевозчик несанкционированно прекратил перевозки, временно (на период проведения конкурса по отбору нового перевозчика) его можно было заменить на маршруте другим перевозчиком только в том случае, если будет решение суда о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту.

В настоящее же время уполномоченные органы власти наделены правом в случае несанкционированного прекращения перевозок прекращать действие свидетельства без решения суда и назначать на период проведения конкурса временного перевозчика, причем данное нововведение касается как межмуниципальных и муниципальных маршрутов, так и межрегиональных маршрутов регулярных перевозок. В случае, если перевозчик, осуществляющий регулярные перевозки помежмуниципальным или муниципальным маршрутам, в отсутствие чрезвычайной ситуации, не совершил ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение трех дней подряд,уполномоченный орган субъекта РФ или муниципалитет вправе принять решение о прекращении действия соответствующих свидетельств. Что касается межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, то решение о прекращении действия соответствующего свидетельства вправе принимать уполномоченный федеральный орган в том случае, если перевозчик, в отсутствие чрезвычайной ситуации, не совершил более пяти предусмотренных расписанием рейсов подряд.[1]

Кстати, в качестве дополнительных негативных последствий для перевозчика в случае принятия вышеуказанных решений, следует назвать и то, что в случае принятия такого решения либо субъектом РФ, либо на федеральном уровне, перевозчик лишается права инициировать установление новых межрегиональных маршрутов и права участвовать в открытых конкурсах — в течение одного года со дня прекращения действия свидетельства.[2] При этом, в случае, если прекращается действие свидетельства об осуществлении перевозок, выданного по результатам открытого конкурса, проведенного в отношении нескольких включенных в состав одного лота маршрутов, действие всех таких свидетельств также прекращается.[3]

Возникает вопрос, каким же образом субъекты РФ, муниципалитеты, и, тем более, федеральные органы смогут устанавливать факты осуществления или неосуществления перевозчиком предусмотренных расписанием регулярных рейсов. Согласно статьи 37 Закона №220-ФЗ, перевозчики обязаны предоставлять ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок в органы, выдавшие соответствующие свидетельства. И сведения о перевозках (в т.ч. о выполнении или невыполнении рейсов) можно установить именно из данных отчетов. Примечательно, что поправками предусмотрено в качестве основания для обращения в суд со стороны уполномоченных органов, выдавших свидетельства, с заявлением о прекращении действия свидетельства – неоднократное непредоставление в течение года вышеуказанных ежеквартальных отчетов со стороны перевозчика.

Иными словами, перевозчик обязан ежеквартально предоставлять отчет об осуществлении регулярных перевозок в орган, выдавший ему свидетельство. В случае нарушения данной обязанности перевозчиком (неоднократно в течение года), уполномоченный орган вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства. Если же из предоставленных отчетов выявляются факты неосуществления предусмотренных расписанием рейсов, уполномоченный орган принимает решение о прекращении действия свидетельства.

Данные нововведения призваны дисциплинировать нерадивых перевозчиков, которые без уважительных причин не обслуживают вверенные им маршруты, чем, в первую очередь, ущемляются права пассажиров.

Региональные власти, к слову, поспешили воспользоваться предоставленными им полномочиями. Так, власти Омской области заявили, что будут забирать маршруты у перевозчиков, которые выходят в рейсы только тогда, когда им это выгодно. Такое решение было принято после случая с местной жительницей, которая вынуждена была идти пешком несколько километров от шоссе до дома, расположенного в сельской местности, по 35-градусному морозу из-за того, что перевозчик, который ездит в этот населенный пункт, не вышел на маршрут. В результате, девушка попала в больницу с обморожением конечностей.

Как заявил глава регионального Минтранса, ведомство намерено не только отслеживать информацию о движении транспортных средств из отчетов перевозчиков (а в случае непредставления таких отчетов — забирать маршрутные карты и свидетельства), но и проводить внеплановые проверки перевозчиков.

Как отмечают местные власти, проблема невыполнения перевозчиками своих обязательств актуальна для Омской области, так как перевозчики, выигравшие конкурсы, в настоящее время фактически могут ездить только по части маршрута – там, где собирают деньги, а дальше – туда, где меньше пассажиров – не едут.

Власти намерены жестко реагировать на такие случаи и отбирать карты маршрутов и свидетельства, учитывая предоставленные им внесенными в Закон №220-ФЗ поправками полномочия.

Представляется, что практика применения указанных нововведений как региональном, так и на федеральном уровне, получит широкое распространение и в целом приведет к улучшению качества организации пассажирских регулярных перевозок.

Источник:http://ternovtsov.ru/2018/02/01/esli-perevozchik-ne-vypolnil-svoi-obyazatelstva-otberut-marshrut/