31 июля 2017

Эксперты поддерживают предложения СПЧ по реформированию системы государственных закупок

Эксперты в области торговли и государственных закупок поддерживают инициативы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по совершенствованию Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

Правозащитники считают, что право на реализацию региональных госпроектов должны преимущественно получать региональные же компании, в которых работают местные жители. При этом основным критерием для победы в конкурсе должна стать не наименьшая цена, а оптимальное сочетание цены и качества.

К таким выводам пришли члены СПЧ в ходе выездного заседания в Псковской области, где они ознакомились с ходом реставрации культурно-исторических объектов, таких как Псковский кремль, Изборская крепость, Печоры, и увидели, что качество работ на этих объектах оставляет желать лучшего, а причина этого, вероятнее всего, кроется в том, что конкурсы на работы выиграли никому не известные компании из других регионов просто потому, что они предложили наименьшую цену. К сожалению, аналогичная ситуация складывается в стране повсеместно, и не только в сфере реставрации объектов культуры.

По данным профессионального издания Torg94, представители экспертного сообщества приветствуют предложения Совета и считают совершенствование законодательства назревшим.

Так, по мнению начальника отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрия Казанцева, идеи правозащитников в высшей степени здравы и по сути повторяют то, о чем уже давно говорили представители экспертного сообщества. Это даже не изменение 44-ФЗ, а, наоборот, возвращение к той концепции контрактной системы, которая декларировалась на этапе ее становления.

“С тех пор был сделан шаг назад, и сегодня госзаказчики фактически работают в парадигме 94-ФЗ по принципу “чем дешевле – тем лучше”, – говорит эксперт. – Для середины первого десятилетия XXI века этот принцип и в самом деле был актуальным и необходимым, поскольку до того фактически не было универсальных и прозрачных критериев выбора победителя госзакупки. Но за прошедшее десятилетие назрел и перезрел вопрос о том, что, научившись пользоваться критерием “цена”, нужно уже учиться находить баланс цены и качества”.

По мнению генерального директора Ассоциации электронных торговых площадок (АЭТП) Илии Димитрова, в существующем законодательстве имеются все необходимые механизмы для того, чтобы приобретать не просто самый дешевый, но и качественный товар, прописав необходимые требования. То, что заказчики зачастую их не используют, связано с низкой квалификацией специалистов по госзакупкам в каждой конкретной организации.

Что касается предложения привлекать к исполнению работ по региональным госконтрактам преимущественно местных жителей, то, по мнению Димитрова, оно выглядит чрезвычайно смелым.

Предоставление комфортных мест с конкурентной зарплатой иностранцам, причем далеко не только высококвалифицированным, при огромных цифрах реальной безработицы среди граждан России давно уже стало бичом и национального рынка труда, и национальной экономики в целом.

Включение в госконтракты оговорки о привлечении сотрудников из числа граждан России или даже жителей региона (при проведении региональной закупки) могло бы стать локомотивом борьбы с безработицей и в целом действенной мерой по профилактике социально-экономических проблем.

“Сегодня во многих российских регионах проводится политика предоставления преференций для локальных поставщиков. Например, в магазинах Калужской области товары региональных производителей отмечаются специальными ярлыками и жителей области призывают покупать именно их, – продолжает  Ярослав Вахитов, руководитель компании МЭЛТОР. – Думаю, что реализация региональных госконтрактов локальными компаниями могла бы стать достойным продолжением этой инициативы. Конечно, если она не будет нарушать требования закона о конкуренции”.

Преференции для российских работников могли бы устанавливаться по той же схеме, что и преференции для малого бизнеса или для производителей, например, отдельных видов продукции пищепрома.

“Но, увы, надеяться на реализацию этого верного и смелого предложения было бы чересчур оптимистично, поскольку сама описанная выше ситуация на официальном уровне не считается проблемой, а значит и поиском ее решений заниматься не принято”, – говорит Казанцев.

Совет по развитию гражданского общества и правам человека в настоящее время занимается детализацией инициативы, а также изучает мнения экспертов и региональных властей в отношении предложений в этой сфере.

Источник: http://rcsme.ru/ru/