Экономить с умом

В страховых компаниях заметили тенденцию: в сложный для экономики период на крупных предприятиях, прежде всего, оптимизируют страховые и социальные программы. На чем еще «экономит» бизнес, выясняла корреспондент «РГ».

Цифры, опубликованные региональным министерством труда, занятости и трудовых ресурсов, свидетельствуют о том, что наиболее уязвимым в кризис становится рынок труда. С начала текущего года в 474 организациях Новосибирской области уже уволено 2 654 человека (35 процента от числа всех работников, заявленных к увольнению по сокращению штатов). О предполагаемом высвобождении 2 505 человек заявило еще 276 организаций. Режимы неполной занятости введены для 7,2 тысячи работников на ста предприятиях. Среди основных сфер деятельности, в которых работодатели больше всего сокращают персонал, — бюджетная, обрабатывающее производство, транспорт и связь, торговля.

— Экономические реалии последних лет подталкивают компании к пересмотру политики по управлению персоналом в пользу рационального планирования и ужесточения контроля над расходами. В первую очередь это сказывается на таких областях как планирование численности сотрудников, политике вознаграждения и социальных льгот, обучении и развитии персонала, — комментирует тенденцию руководитель практики по предоставлению консультационных услуг в сфере управления персоналом консалтинговой компании PwC в России Алла Романчук. — Таким образом, в условиях спада экономики каждая компания старается найти оптимальный баланс между сокращением расходов на персонал и развитием бизнеса. По итогам исследования, в котором приняло участие около трехсот компаний из более чем двадцати отраслей экономики, мы видим, что правильно сформированная политика развития и обучения дает возможность выявлять и удерживать лучших и наиболее вовлеченных сотрудников, которые будут способствовать росту эффективности и прибыльности организации.

Результаты исследования показали, что в 2015 году 55 процентов участников опроса проводили мероприятия по сокращению численности персонала, и большинство из них продолжает начатую политику в 2016-м. В основном сокращения производились за счет реорганизации и закрытия ряда бизнес-направлений. Второй год подряд компании избирательно подходят к найму персонала, сместив фокус с массового подбора на выборочное заполнение важных для бизнеса позиций.

tendencii

Такой подход, отмечают опрошенные, позволяет компаниям хотя бы частично компенсировать сотрудникам реальное снижение доходов за счет индексации. Также компании стали чаще предоставлять своим сотрудникам возможность работы по гибкому графику и удаленно. Это также сокращает расходы.

В числе самых актуальных бизнес-рисков — дефицит квалифицированных кадров. Вот почему, как отмечают в PwC, в отличие от 2014-го, в прошедшем году компании стали уделять больше внимания вопросам обучения и развития сотрудников. По мнению аналитиков, кризис открывает возможности не только для высококвалифицированных сотрудников, способных выполнять более сложные функции, но и создает отличную мотивацию для изменений в бизнесе и оптимизации структуры затрат компании.

— Практически во всех компаниях за последние два года был сделан акцент на максимальной экономии финансовых резервов. В 2015 году компании сильно сократили расходы на подбор персонала. С одной стороны, они сами, где это возможно стремятся закрыть свои потребности в персонале. С другой — в компаниях отмечается снижение текучки. Люди стали менее склонны менять места работы, особенно в крупных компаниях, держатся за свои места и настороженно смотрят на рынок труда, — отметила руководитель офиса в Новосибирске рекрутинговой компании «Авиконн» Марина Соболева.

— Для ретейла существенная статья расходов — это аренда. Поэтому еще в конце 2014 года мы начали вести переговоры с арендодателями о снижении арендных ставок. В среднем по сети в 2015 году нам удалось сократить расходы на аренду на пятнадцать-двадцать процентов. В 2016-м мы ожидаем дальнейшее снижение ставок на рынке. Кроме того, в ряде регионов освободились привлекательные торговые площади, и мы получили возможность переместить наши магазины в более проходимые и выгодные места, — говорит директор группы компаний «Обувь России» Антон Титов.

Качество и инновационность продукции — еще одно направление, которое, по мнению руководителей компаний, не должно страдать ни при каких условиях.

— Это одно из ключевых конкурентных преимуществ, которое позволяет не только выиграть в текущих условиях, но и повысить свою конкурентоспособность в будущем. Увеличивая мощность и запуская новые производственные линии, можно попробовать освоить новые ниши и выйти на новые рынки сбыта. Сейчас, когда из-за девальвации рубля импортные товары значительно подорожали, открылись новые возможности для отечественных производителей обуви, — комментирует Титов.

Кризис заставил телекоммуникационные компании пересмотреть вопрос размещения оборудования.

— Мы аудируем уже арендованные объекты: выявляем неокупаемые либо высокорасходные площадки — для последующего демонтажа или, например, переноса на соседнюю крышу. В Новосибирске проект по переносу оборудования компании на альтернативные площадки приносит свои плоды: нам удалось договориться с несколькими арендодателями о снижении арендной ставки. Перенос на альтернативные площадки оптимизировал расходы на аренду на сумму более двух миллионов рублей в годовом исчислении, — сообщил директор МТС в Сибири Александр Соловенчук.

— Прежде всего, мы реализуем программу по сокращению затрат на аренду позиций под базовые станции. Стоимость аренды площадок формировалась стихийно в 1990-х годах. Цены на связь с тех пор упали в десятки раз, а плата за аренду сохранилась на прежнем уровне. Поэтому в рамках специально разработанной программы мы сокращаем площадь аренды, строим свои сооружения, расширяем сотрудничество с нашими корпоративными клиентами, у которых есть в собственности здания и сооружения. Что касается иных направлений сокращений затрат, то мы развиваем партнерство с другими операторами, в рамках которого строим сети нового поколения, — продолжил тему региональный директор Восточного региона компании «ВымпелКом» Владимир Шилин.

Внедряя электронную подпись, сокращая документооборот, предприятия, соответственно, сокращают затраты на бумагу и печать. А рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, к примеру, позволило локомотивным депо Западно-Сибирской железной дороги в первом квартале текущего года сэкономить более 37 миллионов рублей. По информации службы корпоративных коммуникаций ЗСЖД, общая экономия топлива превысила 540 тонн.

Источник:rg.ru