Курская региональная общественная организация
«Союз предпринимателей»
 г. Курск, ул. Радищева, д. 24, 3 этаж
 +7 (4712) 70-15-34
Курская региональная общественная организация
«Союз предпринимателей»

Должен ли индивидуальный предприниматель вести табель учета рабочего времени, при изменении оклада менять трудовой договор?

По общему правилу, если Трудовой кодекс РФ предусматривает наличие ряда документов у работодателя вообще, то можно предположить, что, поскольку индивидуальные предприниматели по общему правилу относятся к категории работодателей, то на них также распространяется требование о наличии тех или иных документов. Если требование адресовано лишь организациям — его можно проигнорировать.
Трудовым кодексом требование о ведении табелей рабочего времени работодателем не установлено. Вместе с тем, табели учета рабочего времени являются документами первичного учета труда и его оплаты, такими же, как и приказы (распоряжения) о приеме на работу, переводах, отпусках, увольнениях и т.д. Функция по их составлению (заполнению унифицированных форм) и надлежащему оформлению (получению подписей руководителя организации и работника, виз руководителей заинтересованных подразделений) традиционно выполняется кадровой службой. Положения, касающиеся ведение табелей рабочего времени содержатся в «КВАЛИФИКАЦИОННОМ СПРАВОЧНИКЕ ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ДРУГИХ СЛУЖАЩИХ» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37; ред. от 17.09.2007).
Вместе с тем, абз. 3 ст. 91 ТК РФ обязывает работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. В соответствии со ст. 132 ТК РФ, заработная плата каждого работника зависит, в том числе, и от количества затраченного труда. В соответствие со ст. 4 федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», индивидуальные предприниматели, находящиеся на общем режиме налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации, а индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 утвержден «Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей». Он распространяется на все доходы индивидуальных предпринимателей, кроме тех, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также доходы, по которым выплачиваются единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог. В п. 9 данного нормативно-правового акта сказано, что выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами. А они, в свою очередь, принимаются к учету только в том случае, если составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Документы же, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать ряд обязательных реквизитов.
Несмотря на широкое использование понятия «хозяйственная операция», данный термин не является законодательно установленным. Наиболее часто приводимое в бизнес-словарях определение звучи так: «хозяйственная операция» — событие, которое характеризует отдельные хозяйственные действия (факты), вызывающие изменения в составе, размещении имущества и источниках его образования. Хозяйственные операции могут затрагивать только имущество предприятия (актив баланса) или источники его образования (пассив), или одновременно имущество и источники его формирования (и актив, и пассив баланса). Отражаются хозяйственные операции в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, поскольку законом установлена обязанность ведения ИП учета первичной документации, а табель учета рабочего времени является документом, в соответствие с абз. 3 ст. 91 ТК РФ, учитывающим фактически отработанное работником время, и относится к первичным документам, то вопрос об обязательности применения табеля рабочего времени зависит от того, относится ли он к первичным документам, отражающим проведение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Если табель рабочего времени относится к ним – то его применение ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Согласно ст. 306 ТК РФ «Изменение определенных сторонами условий трудового договора работодателем», об изменении определенных сторонами условий трудового договора работодатель — физическое лицо в письменной форме предупреждает работника не менее чем за 14 календарных дней. При этом работодатель — физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, имеет право изменять определенные сторонами условия трудового договора только в случае, когда эти условия не могут быть сохранены по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ч. 1 ст. 74 ТК РФ). Согласно ст. 57 ТК РФ, в трудовом договоре должно содержаться положение условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), а изменения, вносимые в трудовой договор, должны оформляться приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
Таким образом, по нашему мнению, Вы НЕ ОБЯЗАНЫ вести табели рабочего времени и ОБЯЗАНЫ вносить изменения в трудовой договор при изменении условий оплаты труда работника.
«Опора России»

Поделиться