7 июля 2017

Дмитрий Медведев обсудил с регионами реализацию реформы госконтроля

Реформа контрольно-надзорной деятельности уже начала приносить первые позитивные результаты, однако её успех невозможен без широкого вовлечения регионов. Ход реализации приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности и проблемы, с которыми сталкиваются регионы в части госконтроля, обсуждались 5 июля в ходе селекторного совещания под руководством председателя правительства Дмитрия Медведева. В нём приняли участие куратор реформы, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, генеральный прокурор Юрий Чайка, главы субъектов РФ, руководители надзорных органов и представители предпринимательского сообщества. По итогам обсуждения административные расследования в отношении бизнеса могут быть приравнены к проверкам, а их согласование с прокуратурой станет обязательным. Это избавит бизнес от необоснованных проверок. Кроме того, будет рассмотрена возможность выделения дополнительного финансирования терорганов контроля и надзора — соответствующие предложения готовит проектный комитет реформы. А для оценки работы высших руководящих сотрудников федеральных надзорных ведомств на уровне правительства будет создана аттестационная комиссия.

Главное, чего предстоит добиться в результате реформы, — это принципиально изменить саму философию контроля. Перестроить его с принципа “найти нарушение и наказать любой ценой” на принцип партнёрского и сервисного отношения к бизнесу. Сместить акцент на профилактику нарушений и предотвращение ущерба. И люди наши, и, конечно, сам бизнес ждут от реформы конкретных результатов, прозрачности, современных и предсказуемых подходов, качества работы. Ждут нового уровня безопасности и нового уровня экономической свободы. Мы договорились, что каждым надзорным органом в регионе ежеквартально будут проводиться публичные обсуждения результатов проверок с предпринимателями — по существу и в профессиональном ключе», — подчеркнул Дмитрий Медведев.

Он подчеркнул, что начиная с 2018 года все плановые проверки должны проводиться исключительно исходя из категорий рисков, по которым будут распределены все поднадзорные объекты. Контролёры должны будут свести к минимуму проверки там, где потенциальная угроза незначительна. Такой же подход необходимо использовать и при внеплановых проверках, указал глава правительства. При этом работа контрольных ведомств будет оцениваться не по количеству проверок, величине выписанных штрафов и красивым бумажным отчётам, а по улучшению реальных показателей безопасности. Предмет проверок будет строго ограничен согласованным перечнем вопросов, они будут сформулированы в чек-листах, которые сейчас разрабатывают надзорные органы. С октября этого года чек-листы заработают с некоторыми исключениями, а с июля следующего года — для всех объектов защиты, сообщил Дмитрий Медведев.

Ключевой осью по предупреждению вреда для жизни и здоровья граждан должна стать профилактика, подчеркнул Михаил Абызов.

Мы запустили практику проведения публичных слушаний с бизнесом и с участием региональных властей, в рамках которых надзорные органы на местах рассказывают о результатах своей работы, разъясняют требования и помогают бизнесу избежать нарушений в будущем. Только за 2 месяца подобных мероприятий в субъектах РФ было организовано более 400, в каждом из которых принимали участие около 200 человек. Таким образом они охватили 100 тысяч человек. Считаю такой формат крайне востребованным и успешным», — отметил Михаил Абызов.

Реформа также предполагает переход от долгих и дорогих очных проверок к дистанционным методам контроля — с помощью телеметрии, датчиков, фото- и видеофиксации и интернета вещей. В условиях стремительно развивающейся цифровой экономики контролирующим органам следует более активно участвовать в создании информационной среды контрольно-надзорной деятельности, чтобы их мероприятия проводились в предсказуемом и прозрачном режиме, отметил, в свою очередь, Юрий Чайка.

Благоприятный бизнес-климат сегодня во многом зависит от того, насколько выстроен диалог государства и бизнеса в регионах. В числе примеров таких регионов он назвал Ярославскую, Тульскую, Белгородскую и Калужскую области.

Задачи, которые ставятся в рамках реформы госконтроля, требуют более высокой квалификации инспекторского состава, отметил Михаил Абызов.

Государственные инспекторы должны принимать решения, от которых зависят жизнь и здоровье граждан. Они должны прекрасно разбираться во всех тонкостях подконтрольной сферы, обладать хорошими навыками работы с современными информационными системами. В этой связи крайне важно выстроить принципиально новую масштабную систему подготовки и обучения сотрудников, повышения их квалификации. А это в общей сложности порядка 130 тыс. человек. Нами в рамках проекта подготовлен стандарт кадрового менеджмента и комплексных программ переобучения персонала», — сообщил Михаил Абызов.

Комплексная программа, как уточнил министр, предусматривает несколько направлений работы, начиная от онлайн-курсов для инспекторского состава, в рамках которых будет повышаться общая квалификация управленческого характера, и заканчивая специальным курсом по отдельным видам контроля и надзора.

Такие дистанционные онлайн-курсы должны существенно повысить квалификацию инспекторского персонала. Отдельное направление работы — с высшим руководящим составом надзорных ведомств. Это, прежде всего, семинары, которые мы будем проводить совместно с РАНХиГС. Большую работу будет проводить Аналитический центр при правительстве, на площадке которого для руководителей федеральных и территориальных надзоров будут проводиться обсуждения лучших практик. Проблемы, с которыми в своей работе сталкиваются надзорные ведомства, во многом одинаковые. Поэтому удачные решения, которые кто-то находит, важно вовремя выявлять и масштабировать», — отметил Михаил Абызов.

Проблемы, с которыми сталкиваются регионы при реализации контрольно-надзорных функций, также во многом типичны, указал министр. В первую очередь, это вопрос исключения избыточных, дублирующих, устаревших надзорных требований, которые уже несовместимы с сегодняшним уровнем технологического развития предприятий. Их пересмотр будет проводиться совместно с регионами, подчеркнул министр. Как на федеральном, так и на региональном уровне должно осуществляться внедрение цифровых технологий в госконтроле.

Ещё одна проблема — необъективные, предвзятые и заказные проверки.

Много вопросов к тем проверкам, которые проводят федеральные надзорные ведомства в регионах. Не все проверки объективны, есть случаи предвзятых проверок. Бывают случаи, когда вместо проведения формальных проверочных мероприятий некоторые надзорные ведомства используют административные расследования, которые не надо согласовывать с органами прокуратуры. В результате наши предприниматели подвергаются проверочному давлению без соблюдения необходимых форматов, которые предусмотрены надзорными регламентами. Одно из поручений, которое сегодня обсуждалось, связано с внесением изменений в законодательство, чтобы административные расследования фактически приравнять к проверкам. А это означает, что они будут подлежать согласованию с органами прокуратуры», — сказал Михаил Абызов.

По данным опроса Минвостокразвития, которые озвучил в ходе совещания Юрий Чайка, 47% предпринимателей Дальнего Востока сталкивались с проверками, носящими заказной характер, а две трети опрошенных не видят каких-либо шансов отстоять свои права в суде. Самые большие проблемы бизнесу, по его словам, создают визиты сотрудников полиции.

Под видом оперативных мероприятий они могут появиться в любой организации, изъять документы, оргтехнику, парализовать работу. Ещё в 2013 году Генпрокуратура предложила установить обязательное согласование таких проверок с прокурором, но это законодательное предложение, поддержанное Общественной палатой и бизнес-сообществом, торпедируется МВД и силовиками», — указал генпрокурор.

За последние 3 года при проведении более 19 тыс. оперативных мероприятий подразделениями МВД, по данным Генпрокуратуры, допущено свыше 2 тыс. нарушений. Юрий Чайка обратил внимание на то, что плановые проверки нередко проводятся по адресам, не совпадающим с указанными в распоряжении, без включения в ежегодный сводный план проверок, часто игнорируется действие моратория на плановые проверки малого и среднего бизнеса. Имеют место и факты коррупции: незаконные выплаты контролёрам за оказание консультационных и образовательных услуг, неправомерное принятие решений в пользу аффилированных структур. В 2016 году и 1 квартале 2017 года прокурорами установлено 9 тыс. подобных нарушений, к ответственности было привлечено более 730 должностных лиц. В общей сложности за последние 2,5 года Генпрокуратура, по словам Юрия Чайки, пресекла около 150 тыс. нарушений в сфере госконтроля, прокурорами отклонено почти 900 тыс. необоснованных заявлений контролирующих органов о проведении проверок. Это ощутимый для бизнеса результат, полагает генпрокурор.

Регионы, по словам Михаила Абызова, ставят вопросы о делегировании на региональный уровень части надзорных полномочий в тех сферах, которые наиболее значимы для экономики и жизни конкретных территорий. Эти предложения будут прорабатываться, сказал министр.

В ходе совещания также обсуждался вопрос финансирования контрольно-надзорной деятельности.

Мы будем готовить предложение по возможному выделению дополнительных средств в следующем финансовом цикле на финансирование работы региональных территориальных органов», — сообщил Михаил Абызов.

Для оценки практических результатов хода реформы в правительстве будет создана специальная аттестационная комиссия. Она будет постоянно следить за работой руководящего состава надзорных ведомств, проинформировал Дмитрий Медведев.

Предпринимательское сообщество целиком поддерживает текущую работу по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, отметил президент РСПП Александр Шохин, возглавляющий Общественно-деловой совет приоритетной программы по реформированию госконтроля. Программа, по его словам, уже даёт быстрые результаты. Ключевое направление работы совета — подготовка предложений по систематизации, сокращению количества и актуализации обязательных требований. Эксперты уже подготовили более 400 таких предложений, реальный эффект от которых можно будет ощутить в самое ближайшее время.

Реализация этих предложений позволит существенно сократить расходы бизнеса на соблюдение обязательных требований. Так, например, только отмена классификации отходов по санитарным правилам Роспотребнадзора, которая дублирует классификацию по правилам Минприроды, позволит сократить расходы бизнеса на периодическую (раз в пять лет) классификацию отходов более чем на 6 млрд рублей. Рассчитываем, что в ближайшее время Минюстом России с участием представителей рабочих групп и органов контроля будут организованы совещания для рассмотрения этих предложений бизнеса», — сказал Александр Шохин.

Профилактика нарушений, по его словам, также имеет важное значение для бизнеса. Зачастую предприниматели привлекаются к ответственности лишь из-за того, что по-разному с контролирующими органами понимают, как соблюдать обязательные требования. Бизнес ожидает, что контролирующие органы начнут размещать на своих сайтах перечни всех обязательных требований с разъяснениями, как их выполнять. Некоторые проблемы в сфере контрольно-надзорной деятельности могут быть решены только путем изменений законодательства, поэтому бизнес считает необходимым ускорить внесение в Госдуму законопроекта о государственном и муниципальном контроле, который разработан в формате Открытого правительства.

Источник: Сайт Открытого Правительства