Курская региональная общественная организация
«Союз предпринимателей»
 г. Курск, ул. Радищева, д. 24, 3 этаж
 +7 (4712) 70-15-34
Курская региональная общественная организация
«Союз предпринимателей»

«Черный список» должников. Удастся ли вырваться?

У реабилитации зависло обновление. Исключение банковских клиентов из черного списка не вышло на второй уровень.

 

С начала апреля банковские клиенты, ошибочно попавшие в черные списки подозреваемых в отмывании денег, должны были получить возможность пользоваться улучшенной процедурой реабилитации. Но этого не произошло, так как ЦБ не успел подготовить нормативные документы. Поэтому пока будет действовать введенный в ноябре 2017 года порядок реабилитации отказников на уровне банков, который уже показал свою неэффективность, особенно в отношении физлиц.

Вступили в силу поправки к антиотмывочному закону (115-ФЗ), которые вводят двухуровневую систему реабилитации для банковских клиентов, попавших в черный список отказников за подозрение в совершении сомнительных операций. Первый уровень реабилитации работает с конца 2017 года, он предусматривает, что клиент обращается для исключения его из черного списка в банк. Второй уровень — межведомственная комиссия, куда входят представители ЦБ и Росфинмониторинга. Предполагалось, что она будет рассматривать дела тех, кому в реабилитации отказал банк, если клиент не согласен с решением кредитной организации. Однако, по словам собеседников “Ъ” в банках, необходимых нормативных документов для работы комиссии пока нет, и двухуровневая реабилитация существует лишь на бумаге.

В ЦБ комментируют ситуацию весьма расплывчато — «пакет документов, необходимых для реализации второго контура, утвержден Банком России и направлен на регистрацию в Минюст». На вопрос: «Какие именно документы ЦБ подал в Минюст и когда ожидать их появления?» — в Банке России отвечать отказались.

По словам экспертов, основная проблема, не позволяющая заработать второму уровню системы реабилитации,— нестыковка вступивших в силу поправок к закону №115-ФЗ с документами ЦБ.

В частности, в законе отсутствует обязанность банка раскрывать клиентам информацию о причинах отказа в обслуживании или в проведении операции, что подтверждает ЦБ в своих разъяснениях кредитным организациям (опубликованы на сайте ассоциации «Россия» 19 марта). В то же время для подачи жалобы в межведомственную комиссию клиент должен представить письменный мотивированный отказ банка. Общественная организация «Опора России» обращалась за разъяснениями в ЦБ. По словам главы «Опоры России» Александра Калинина, в Банке России пояснили, что ЦБ готовит нормативный документ, регламентирующий выдачу мотивированного отказа клиенту с формой документа и сроками его выдачи.

Пока двухуровневый механизм реабилитации клиентов не заработал, попавшим в список остается рассчитывать лишь на реабилитацию банками (в рамках методических рекомендаций, выпущенных ЦБ в ноябре 2017 года). Но пока эффективность реабилитации на уровне кредитных организаций сомнительна. По статистике самого ЦБ, к 1 марта реабилитировано лишь 2,4 тыс. клиентов, тогда как всего отказников в черном списке более 500 тыс.

По мнению юристов, решение у проблемы есть. «На мой взгляд, ЦБ не стоит ждать регистрации документов в Минюсте, можно уже сейчас рекомендовать банкам использовать их в работе,— рассуждает глава коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго.— Регистрация может длиться сколь угодно долго, особенно если есть технические недочеты, а лишать клиентов банков возможности реабилитации из-за неготовности нормативных документов недопустимо».

 

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3591657