14 января 2016

Бизнесу хотят поднять штрафы до 60 миллионов

В пятницу, 15 января, начинаются нулевые чтения новой редакции Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Торгово-промышленная палата провела экспертизу этого законопроекта, который  в конце минувшего года широко обсуждался в бизнес сообществе. Какие же опасения вызвал этот документ у предпринимателей и экспертов?

Сергей Катырин, президент ТПП РФ:

–  Во-первых, штрафы. Например, минимальный размер законопроектом предусмотрен на уровне 500 рублей, и это нормально. Но его верхняя планка для юридических лиц – 60 миллионов рублей – абсолютно непосильная ноша для среднего и тем более малого бизнеса.

Предполагается, что так “дорого” будут наказывать в новой категории – за “грубые правонарушения” (это определение – отдельная тема для дискуссии). Но и средние штрафы в 1-5 миллионов рублей не по силам большинству организаций. Споткнувшийся уже не поднимется. Здесь встает вопрос о соразмерности наказаний.

Во-вторых, предложены новые сроки давности привлечения к административной ответственности – от одного года до шести лет. Это неприлично близко к Уголовному кодексу: два года после совершения преступления небольшой тяжести, шесть лет после совершения преступления средней тяжести. Но преступления и правонарушения – вещи принципиально разные. Административный кодекс направлен на предупреждение совершения правонарушений с меньшей общественной опасностью и не может смыкаться с Уголовным кодексом.

В-третьих, непонятен бизнесу и предложенный новый вид административного наказания: ликвидация юридического лица или прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Иными словами, предлагается наказывать не должностных лиц, а компанию или ИП, ликвидируя их. Да, безусловно, есть случаи, когда компания может быть ликвидирована, но здесь речь идет о нарушениях организационных, при которых само существование юридического лица является незаконным. Появление каких-либо иных оснований для ликвидации, безусловно, приведут к росту давления на бизнес, коррупции, недобросовестной конкуренции.

В-четвертых, вызывает вопросы положение о разрешении видеосъемки в производстве по делам об административных правонарушениях только с санкции должностного лица, органа, в производстве которого находится дело. Но сегодняшняя практика свободной съемки в делах об административных правонарушениях давно доказала свою эффективность: видеофиксация деятельности сотрудников органов государственной власти помогает избежать злоупотреблений, подлогов, коррупционного давления. Следует ли от этого отказываться?

Надеюсь, что нулевые чтения законопроекта помогут найти компромисс по этим и другим вопросам. Но работа будет нелегкой. Надо комплексно и детально проработать каждый вопрос. А главное, мы не должны отказываться от фундаментальных принципов соразмерности и справедливости, заложенных в действующем Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Справка “РГ”

Какие административные правонарушения в области предпринимательской деятельности предусмотрены Кодексом РФ об административных нарушениях:

  • грубые нарушения условий, предусмотренных лицензией;
  • незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена;
  • продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил, без применения контрольно-кассовых машин;
  • нарушение порядка ценообразования;
  • обман потребителей (обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара);
  • незаконное использование товарного знака;
  • фиктивное или преднамеренное банкротство;
  • использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, для приготовления алкогольной продукции;
  • нарушение законодательства о лотереях;
  • нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов;
  • злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.