26 октября 2016

«Бизнесмены жалуются на беззаконие, на то, что народ видит в них врагов. Но сами уже привыкли быть «плохими». Им так удобнее». Юлия Франгулова о том, почему не надо верить всем стонам бизнесменов.

— Разговор о том, что значит быть предпринимателем для меня — это разговор о личном понимании успеха. Если для тебя успех заключается в размере банковского счета, то ты всегда будешь ориентирован на внешнюю оценку, всегда найдется какой-нибудь человек, у которого денег больше, значит, он успешнее. А если успех задан твоей личной целью, то тогда он целостен, зависит от тебя, и его достижение принесет настоящую радость. При этом я не считаю себя бессребреником, люблю и ценю деньги. Когда двадцать лет назад я мыла полы в общежитии института, чтобы заработать себе на хлеб, я очень хорошо понимала, зачем работаю. И это чувство я никогда не забуду.
Очень печально, что в России у предпринимателей есть этакий защитный рефлекс — они лучше скажут, что все плохо, чтобы не дай бог никто не решил, что у них все слишком хорошо.
Ведь к тем, у кого все хорошо, могут прийти и попросить поделиться. Продолжением этой линии поведения являются периодические всплески «чемоданного настроения». При каждом подходящем случае слышны возгласы о том, как много людей уже уехали, и что вскоре уехать может и сам говорящий.

Думаю, история с отъездом часто связана не с реальной оценкой перспектив и возможностей в какой-то чужой стране, а с тем, что многие едут не «куда», а «откуда»: то есть им важно уехать из России. Они «по определению» считают, что за рубежом жизнь проще и лучше, но мой опыт показывает, что по большей части это мнение строится на незнании реального положения дел. В своей предпринимательской практике я сталкивалась и с государственными органами, и с банковской системой в Европе и могу сказать — по многим показателям в России вести бизнес проще. После такого опыта эмигрантский пыл легко остывает. К примеру, мы в Париже с двумя очень крупными и престижными банками несколько месяцев не могли наладить простой обмен данными, хотя в России это делается максимум за неделю. А уж напечатать в типографии что-то толще брошюры на 24 листа — это целое приключение. Взаимодействие с любыми структурами намного более затратно по времени.

Я не считаю, что в нашей стране предпринимателям плохо живется. Давление государства есть — это правда, а вот с точки зрения общего делового климата и, что называется, скорости жизни Россия — очень удобная страна.

Неторопливый уклад европейской жизни кажется привлекательным и манящим только со стороны, делать в такой среде деньги так, как привыкли их делать предприниматели у нас, просто невозможно.

Типичный российский предприниматель публично выражает недовольство различными нарушениями закона в стране и в целом «зажат» окружающей его «российской действительностью», но именно эта самая действительность его и кормит. То, какова она.
Огромные возможности для ведения бизнеса, которые открываются в нашей стране, — это обратная сторона отсутствия у нас строгой и жесткой регламентации.
Так что мы еще находимся в переходном периоде. Не зря многие признают, что в Европе или Америке они готовы только тратить деньги, а зарабатывать их едут обратно в Россию. Ну и не надо тогда путать туризм и эмиграцию!
Еще одна любимая тема: российские предприниматели жалуются, что власти намеренно создают вокруг них негативный образ, образ врага остального общества. Мол, простым людям навязывают идею, что если предприниматель, то сразу преступник. Об этом говорят в прессе, снимают фильмы, с высоких трибун намекают чиновники.
Конечно, я не могу не согласиться, что такое представление есть в нашем обществе. Но не надо лукавить — зачастую предпринимателям проще ходить с таким ярлыком, ведь он сразу снимает с них всякую социальную ответственность, дает негласное разрешение «вольно трактовать закон». Если все от предпринимателя ждут обмана, то зачем мучиться, зачем что-то менять?
Быть «плохим» очень просто, к этому настолько привыкаешь, что менять что-то кажется задачей уже почти непосильной.
В этом контексте важнейший вопрос: как изменить эту ситуацию? Конечно, никто не обязан что-то делать «из-под палки». Бизнес — это личный проект каждого, и делаем мы его для себя.
Однако роль предпринимателя в обществе — это роль во многом просветительская. Из-за общего негативного информационного поля у нас все меньше людей хотят создавать свой бизнес. Мне кажется, нам надо вспомнить, что быть предпринимателем — значит не просто обладать определенным достатком. Это значит через активную деятельность достичь важного для себя результата и быть готовым поделиться накопленным опытом с другими, чтобы привлекать в число предпринимателей все новых и новых активных людей. Не хочу, чтобы это назвали громким словом «пропаганда», но по факту нам нужна именно она. Пропаганда нашего образа мысли, наших ценностей, наших интересов.
У нас с вами больше возможностей, чем у многих сограждан, давайте рассказывать, как и чего мы достигли, показывать, что мы умеем не только зарабатывать деньги, но и создавать вокруг себя комфортную жизнь для общества.
Когда я говорю о социальной ответственности, я имею в виду не только и далеко не столько благотворительность вроде нашего фонда «Линия Жизни». Я имею в виду любые социально полезные действия: сто лет назад состоятельные люди строили больницы, спонсировали музеи, читали лекции, поддерживали научные экспедиции. И тут не надо кампанейщины, каждый из нас может что-то свое.
Да, это трудно, придется преодолеть недоверие, побороть сомнения. Но я уверена, мы можем быть лучше, чем о нас думают!
 
Источник: http://ekb.dk.ru