54-ФЗ: ККТ нового поколения

В самом разгаре реализация новых положений, касающихся контрольно-кассовой техники и порядка ее применения предпринимателями. Наша статья поможет еще раз разобраться со ставшими актуальными изменениями законодательства. Кроме того, мы провели блиц-опрос бизнес-сообщества, который посвящен первым практическим результатам внедрения «кассовых» норм нового образца.

Что нового?

В первую очередь, принципиально меняется сама схема взаимодействия между бизнесом и фискальными учреждениями. Так, если раньше хозяйствующим субъектам требовалось купить аппараты у дистрибьюторов и заключить договор на обслуживание с техническим центром (ЦТО), после чего техника ставилась на учет у налоговиков, то сейчас дело будет обстоять несколько иначе.

Основные же изменения касаются порядка регистрации контрольно-кассовой техники. Так, непосредственно после покупки аппарата, потребуется:

· во-первых, в онлайн-режиме зарегистрировать его в налоговой инспекции;

· во-вторых, заключить договор на обработку фискальных данных с оператором – ОФД.

Имейте в виду: после подключения электронная информация о каждом пробитом чеке первоначально передается в ОФД, а оттуда массив сведений уже отправляется в территориальные налоговые органы.

Более того, вместо чеков в бумажном виде покупатели теперь будут получать электронные фискальные документы.

Обратите внимание: бумажные чеки также могут быть выданы покупателям, но лишь по требованию последних. Электронные же документы высылаются клиентам на е-мэйл. Причем отправку электронных чеков можно поручить ОФД.

Интересно, что обязанность по применению ККТ теперь распространяется также на плательщиков по ПСН и организации, занимающиеся предоставлением услуг (к примеру, «вмененщики»). Одновременно за соответствующими предприятиями остается право выписывать бланки строгой отчетности (БСО) от руки. Но лишь для отдельных видов деятельности, которые определяет российское правительство.

Однако для «малышей» установлены льготные сроки перехода на новые кассы и порядок их использования. Так, все мероприятия необходимо провести до 1 июля 2018 года.

Напомним, ничто не мешает обновить контрольно-кассовые аппараты или программное обеспечение (ПО) на них уже сейчас. Но законодательно установленный срок обязательного перехода на новые стандарты – 1 июля 2017-го года.

Обратите внимание: как показывает уже сложившаяся практика перехода на ККТ, позаботиться о своем будущем крайне желательно уже заранее. Иначе велики риски оказаться в затруднительной ситуации, что называется, в самый последний момент.

В любом случае, уже с февраля следующего года территориальные налоговые органы начнут ставить на учет исключительно аппараты нового образца.

Совет из практики: хозяйствующие субъекты имеют право применять контрольную технику старого образца. Но лишь в тех ситуациях, когда поставщики выпускают особый комплект, который позволял бы заменить старый ЭКЛЗ на фискальный накопитель. Такой накопитель позволяет хранить в нередактируемой и зашифрованной форме сведения обо всех проведенных посредством техники чеках. А заменять его следует с периодичностью раз в 15 месяцев, предприятиям малого бизнеса и сферы услуг – каждые 3 года. Сохранность фискальных накопителей должна обеспечиваться организациями в течение 5 лет с момента регистрации в ФНС России.

Более того, регистрация и перерегистрация контрольно-кассовых аппаратов возможна с начала текущего года только с ЭКЛЗ, которая сертифицирована ФСБ России. На этот момент обязательно следует обращать внимание при заказе техники у поставщиков.

Причем ККТ, зарегистрированная до 1 апреля этого года, применяется по старым правилам вплоть до замены ЭКЛЗ. Но, в любом случае, не позднее 1 июля следующего года.

Новые кассы

Нельзя не отметить, что обновленным критериям сейчас полностью отвечают, например, такие модели кассовых аппаратов как:

· Viki Micro;

· Viki Start;

· Viki Classic.

Кто не применяет кассовую технику

Список видов деятельности, при которых кассовую технику можно не применять и по новым правилам, содержится в том же Федеральном законе № 54-ФЗ. Среди них:

· торговля квасом;

· ярмарочная торговля;

· торговля пивом из цистерн;

· реализация проездных билетов;

· мелкорозничная торговля в разнос.

Помимо этого, контрольно-кассовая техника не должна применяться, например, при расчетах в отдаленных и труднодоступных местностях.

Что говорят предприниматели

В заключение приведем мнение бизнес-сообщества по вопросу реализации новых правил применения кассовой техники на практике.

Прежде всего, предпринимателей, разумеется, беспокоят вновь возникающие издержки. По разным оценкам, они будут состоять из совокупности следующих сумм:

· затраты на новое оборудование (непосредственно кассовые аппараты);

· обеспечение информационного канала передачи данных в налоговые органы через ОФД – от 3 тыс. руб.;

· дополнительная оплата услуг оператора связи – от 500 руб.

С другой стороны, на многих деловых форумах сейчас обсуждаются и преимущества от применения кассовой техники, к которым относятся, например:

· исключение обязанности по обязательному заключению договора с ЦТО (примерно от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. в год);

· постановка кассового аппарата на учет в налоговой инспекции без привлечения ЦТО – 1 тыс. руб. (уплачивается разово).

Дополнительные преимущества для компании создают также новые возможности по дистанционной постановке или снятию с учета контрольно-кассовой техники. С другой стороны, и налоговой службе теперь потребуется меньше народа.

Резюме:

1. С 1 июля 2017 года всем предпринимателям потребуется приобрести новую контрольно-кассовую технику (предпочтительный вариант) или же доработать старые аппараты в соответствии с новыми требованиями законодательством.
2. Регистрация или перерегистрация контрольно-кассовой техники в налоговых органах осуществляется теперь в онлайн-режиме.
3. На бизнесменов возлагается новая обязанность по заключению договора об обработке фискальных данных с одним из ОФД.
4. Клиентам кассовые чеки теперь могут высылаться в электронном виде или предоставляться в бумажной форме.
5. Осуществлять замену блока фискальной памяти теперь следует раз в 15 месяцев.
6. Хозяйствующие субъекты должны сохранять фискальные накопители в течение пяти лет с момента регистрации в налоговых органах.

Источник consultantpuls.ru